Когда пишешь книгу, в которой говорится в том числе и о реальных событиях, столько всего интересного остается потом за кадром. Даже жалко!
Вот взялась я писать книжку «Остров сирен» про современного российского мини-олигарха, который живет в Итальянском Позитано и разыскивает архив знаменитого балетмейстера Мясина. Олигарх считает, что он - потомок прославленного танцовщика.Начала читать: мама дорогая! Да сколько же всего тут происходило! Можно десять романов написать и десять сериалов снять. И все истории - про любовь. Разлуку. Ревность. Обман.
Был такой знаменитый в те годы в Европе русский любитель искусств, великий авантюрист Михаил Семенов. Он обманул всех: Владимира Ленина и Плеханова, которым представился богачом, позаимствовав для этого биографию своего троюродного брата. Но деньги на революционную газету как-то достал. Дочь Достоевского, прикинувшись романтиком - и она нашла ему богатую жену, чье состояние Семенов благополучно промотал и уехал за границу. Дягилева, которому он рассказывал про себя небылицы. Но при этом отлично справлялся с ролью импрессерио, организовывая туры его труппы по Европе. Муссолини, Дзефирелли, сотни богатых, знаменитых и просто красивых женщин пали жертвами семеновских красочных выдумок. Но он делал это так красиво, так фонтанировал идеями, так волшебно решал проблемы и мог достать необходимое буквально из воздуха, что с ним дружил весь высший европейский цвет. И когда Семенов купил в захолустном Позитано старую мельницу, переделав ее в виллу, к нему сюда устремилась богема. А где богема - там романы и истории.
Пикассо приехал к нему в гости, надеясь соблазнить русскую балерину Ольгу Хохлову: она тогда гостила у Семенова на мельнице вместе с дягилевцами. По одной из легенд, именно здесь ему это и удалось - обстановка располагала. Он рисовал ее портреты на салфетках, признавался в любви. И из этой вспышки страсти на берегу моря выросла одна из самых трагических женских историй. Жениться-то Пикассо женился. Но тут же завел любовницу. Потом вторую. Про женщин он говорил так: «Женщины — это машины для страдания. Я делю женщин на два вида: любовницы и тряпки для вытирания ног".
Из Ольги Хохловой вышла идеальная машина для страдания. Но и для причинения страданий тоже.
Но пока, здесь, в Позитано, они пили местное вино, шутили, смеялись, дурачились, целовались. И не было компании веселее.
А вот для Дягилева это место стало не началом, а концом его любовной истории.
Он приезжал сюда вместе со своим любовником Леонидом Мясиным. И танцовщик вдруг, покоренный красотой этого места, решил купить здесь целый остров - тот самый остров сирен, соблазнявших еще Одиссея. Дягилев почувствовал: это для того, чтобы от него сбежать.
И Мясин сбежал. Что самое обидное - к женщине. Впрочем, сначала Дягилев долго не мог понять, кого именно он выбрал из труппы. Подозрение падало на двух балерин, которым Леонид вроде бы оказывал знаки внимания.
Дягилев устраивал истерики. Подстерегал Мясина, отправлявшегося на свидания. А тут как-то зашел в гримерную к Лидии Соколовой после премьеры. А Мясин ее обнял и целует. Пока в щеку.
Разъяренный Дягилев вылетел. Закатил скандал. Потом подумал. И вдруг после премьеры подарил Соколовой свою любимую собачку, которая ей очень нравилась. Поставил корзинку с песиком прямо ей в гримерку. Может, думал, что это заменит ей Мясина?
А Мясин прямо на собрании труппы после триумфа постановки «Весна священная» вдруг поднялся и объявил:
-Я ухожу из труппы.
Артисты закричали:
-Да с кем же, с кем ты уходишь?
Тоже устали гадать. Слухи-то в балетных коллективах расходятся быстро.
- С Лидией Соколовой! - объявил Мясин.
И Лидия чуть вином не поперхнулась. Ни о чем таком Мясин с ней не разговаривал. Поцеловал ей руку - 1 раз. В щеку - 2 раза. И это - все. Как она мужу -то это заявление танцора объяснит?!
Артисты зашумели, загалдели. Вот это новость!
И пока Лидия Соколова приходила в себя и размышляла, что бы это значило, события развивались. Дягилев нанял двух детективов следить за ней: хотел удостовериться, что Мясин всерьез намерен уйти с ней из труппы. Балерины перешептывались. Сам Леонид ничего не говорил.
И вдруг перед очередным представлением в гримерку к Соколовой забежала другая балерина - Вера Савина. Радостно прощебетала:
-Мясин зовет меня уйти вместе с ним из труппы!
-Но как же это? -удивилась Соколова.
-Он сказал, что меня любит. И хочет на мне жениться!
-Это же кошмар! Нам обеим придется уйти из труппы!
Но Мясина с Савиной уже было не остановить. Разгневанный Дягилев тут же уволил неверного любовника из труппы.
И после этого в Позитано к Семенову они приезжали только порознь. А когда Семенов помог танцовщику купить там остров Ли Галли, молодой балетмейстер стал мечтать создать там свой театр. Сначал для первой жены. Потом, через годы - для второй: Евгения тоже была балериной. Всего Мясин был женат четыре раза. И со всеми женами приезжал на Ли Галли. Он считал, что именно там для него - лучшая творческая лаборатория и убежище от всех проблем.
Здесь он написал свою книгу воспоминаний, придумал много балетов, открыл танцевальную школу. Сюда к нему приезжало множество мировых знаменитостей.
А рядом, на том же острове 30 лет жил еще один человек, чья история любви могла бы стать сценарием для фильма. Антонино Яккарино из Сорренто был страстно влюблен в местную красавицу. Она кокетничала, завлекала. А потом вдруг он застал ее с другим. Красотка только рассмеялась:
-Да я тебя никогда и не любила.
Антонио погурзился в такую депрессию, что родные опасались за его жизнь. Знакомый уговорил Семенова взять парня в смотрители на остров.
Михаил с Антонио друг другу очень не понравились. Но работу юноша получил. И 30 лет прожил на острове полным отшельником, общаясь только с дельфинами, чайками и заезжими рыбаками. Когда хозяин приезжал на остров, он скрывался в той части дома, куда никто не заходил.
…Это только малая часть историй, которая в мою книжку не вошла. А саму книжку «Остров сирен» - вот правда, она не менее увлекательна - можно купить в «Лабиринте» и заказать вот здесь. Почитайте. А я вам еще интересных историй понарассказываю.
Остров Ли Галли, который купил Мясин. Вернее, целых три островка
https://www.labirint.ru/books/802520/