Найти тему

Сказки. О РЫБАКЕ И ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ (аналитическое толкование)

Данная сказка авторская, но созданная по всем канонам сказочного искусства. Все-таки Пушкин был гений. Итак, начнем.

Жили старик со старухой у самого синего моря, в землянке. Прожили они вместе 33 года. Здесь вроде бы все хорошо и понятно. С объективной точки зрения старик всю жизнь был рыбаком и жил около моря. Но с субъективной точки зрения море – это образ коллективного бессознательного в его женском аспекте. Иными словами, старик имел возможность напитывать свою душу коллективными содержаниями женской направленности. То есть, женская часть его души была очень развита. Он был мягок, эмоционален, безынициативен, не любил принимать самостоятельных решений и не способен был на героический поступок. Отсюда видно, что ему явно не хватает мужских качеств: решительности, инициативности, напора, риска, логичности, целеустремленности и многого другого.

Время от времени старик на объективном плане бытия ловил рыбу. Ведь он рыбак. А на субъективном плане, через свою развитую женскую часть души (Аниму) сознанием проникал в коллективное бессознательное (море). И вот он пошел ловить рыбу неводом. Вспомним, что рыбаками были и первые апостолы Христа: Андрей первозванный и брат его Петр. Они тоже ловили рыбу в Генисаретском озере. И их действия можно рассматривать как с объективной, так и с субъективной стороны. Здесь вполне допустима аналогия.

Сначала старику попадается тина, потом растения морские и лишь потом попадается рыбка. Этот момент в сказках присутствует всегда. Случается событие, которое побуждает героя изменить себя, либо предоставляется такая возможность. В отличие от сказочных героев с именами, типа Иван Царевич (Иван-дурак), которых ситуация толкает на действия, грозя в случае бездействия смертью, старику предоставляется возможность. Происходит чудо – рыбка (золотая) заговорила человечьим языком.

В сказках и снах рыба – это колоссальный, многообразный символ. Он приобретает определенное значение только в связке с ситуацией. Здесь мы имеем море, его глубины, золото и человеческую речь. Рыбка предлагает исполнить его желания для того, чтобы старик ее отпустил.

Золото – образ совершенства, философского камня, отражение божественного мира, из которого рыбка пришла. Здесь, в образе рыбки, проявляется архетип Самости, который предлагает старику инициацию (посвящение) в божественные тайны. Для этого необходимо лишь сказать свое желание.

Человеческий голос и речь говорит о наличии живого духа, мощной животворящей энергии в образе рыбки. Этот дух готов выполнить любое желание старика. Он дает шанс старику приобрести новую, совершенную личность, приобщившись божественных тайн.

Но старик оказался глупым. Ведь возможность совершенствования была предложена ему, лично, а не его жене. Но он, будучи полностью подчиненным своей жене (на субъективном уровне – Аниме), наивно рассказал о предложении пройти инициацию. Этим решила воспользоваться старуха. Сначала она попросила новое корыто. Старику бы насторожиться и понять, что не дело просить божественного духа о каком-то корыте. Но он этого не понял.

Корыто – образ алхимического сосуда, в котором душа очищается живой водой (aqua vitae) от жизненных наслоений (страха, ненависти, зависти, злости и прочих грехов). В алхимии сосудом является тело. То есть, старуха сначала изменила (обновила) свое тело за счет божественной энергии, выделенной для старика.

Затем старуха, обуянная гордыней, начала присваивать себе статусы, которых была не достойна. Ее эго расширялось до тех пор, пока она не пожелала присвоить себе свойства и функции бога. На объективном плане она всем стала представляться сначала столбовой дворянкой, а потом вольною царицей. Мы часто встречаем зазвездившихся людей в реальном мире. Их эго растет пропорционально их представлениям о себе. А на субъективном плане происходит «конечная инфляция эго». Это означает, что эго человека раздувается до такой степени, что теряет ориентиры и мнит себя богом. И все это происходит за счет божественной энергии, предназначенной старику.

В конечном итоге, божественная посланница рыбка, видя, что ее энергетические усилия божественной инициации проходят мимо старика и идут на раздувания гордыни старухи, прекращает их транслирование в душу старика. В результате этого, на субъективном плане, его раздутая Анима лишается божественной энергии и возвращается в первоначальное состояние. И это было очень мягкое приземление. Обычно бывает хуже: архетипические образы захватывают сознание человека и наступает шизофрения. Часто результатом неправильно использованной божественной энергии (либидо) бывает смерть субъекта.

Итак, подведем итоги. В этой сказки мы видим старого мужчину с развитой Анимой. Но она же является доминирующей в его душе. То есть, старик – полный, классический подкаблучник со всеми вытекающими результатами. Ему дана возможность выйти на новый уровень развития своего эго-сознания путем инициации (посвящения в божественные тайны. В результате он мог приобрести новую индивидуальность и прожить свою, индивидуальную судьбу. Но не воспользовался данной возможностью. Остался подкаблучником и проживает судьбу своей бабки.

Весьма грустная история. А ведь ему все время показывали: не то делаешь, старик. Море волновалось все сильнее и сильнее. Но он не понял. В результате и остался никчемным, безвольным глупцом.