Мы не будем повторять общеизвестную информацию о том, что партер ближе к сцене, а в ложах сидят вполоборота, мучаясь от боли в спине. О том, что в театральных зданиях, построенных в 19 веке и ранее, нужно сидеть в амфитеатре или первом ряду нижнего яруса, знают все, кто хоть раз там побывал. Поговорим о современных театральных залах. Как правильно читать схему, почему места, расположенные близко к сцене, могут стоить подозрительно дёшево, и чем отличается малая сцена от основной — читайте и запоминайте!
Раньше, когда театральные залы были более-менее похожи, действовало универсальное правило 10*10*10 (десятый ряд, десятое место, десятый по счёту показ после премьеры). Но если у вас на схеме всего 11-12 рядов, эта формула не годится. Идеальный вариант для партера — 5-7 ряд, середина (для основной сцены) и 1-3 ряд — для малой, если выгородка предусматривает традиционную посадку, а не "П"-образную или круговую. В любом случае, первый ряд большой сцены — это так себе удовольствие: вы не увидите целостной картинки, зато грим актёров, рассчитанный на галёрку, наоборот, будет лезть в глаза, и туда же лететь пыль из-под обуви исполнителей. В нашем театре высота сцены позволяет не сидеть, задрав голову, но в иных случаях вы рискуете получить в театре не художественные впечатления, а приступ шейного остеохондроза.
На малой сцене, наоборот, лучше сидеть в первом ряду. Во-первых, камерный формат предполагает близкий контакт с исполнителями, это своего рода правило игры, которое стоит принять. Во-вторых, подъём "лесенкой" в малых пространствах встречается редко, и из последнего ряда вам придётся "подсматривать" за действием сквозь щели между впереди сидящими. Чья-то голова — не то, ради чего стоит платить деньги за билет.
❗❗❗ Обязательно уточняйте, нет ли на конкретном спектакле эксклюзивной рассадки. Может быть написано "Большой зал", но зрители находятся на сцене, в специальных кабинках, на вращающемся планшете, на стульях вокруг подиума и т. д. Камерные спектакли могут предусматривать расположение зрителей за длинным столом, за отдельными столиками, как в кафе, и даже на мягких пуфах.
Перед покупкой обязательно изучите план зала:
✔крайние боковые места всегда хуже, обзор захватывает правый или левый карман закулисья, искажая восприятие;
✔ очень дешёвые места вблизи от сцены — это колонна, из-за которой придётся выглядывать, неровный пол, нестандартные кресла и прочие неудобства, являющиеся причиной скидки;
✔ чем ближе к центральному проходу, тем лучше звук;
✔ если ряды поднимаются полукруглым амфитеатром — будет прекрасно видно с любой точки, несмотря на дешевизну билетов;
✔ когда зрителей рассаживают по периметру, нет никакой разницы, в каком секторе вы сядете — режиссёр строит мизансцены так, чтобы обзор был равномерным. Однако при посадке "подковой" всё-таки покупайте билеты в центральный сектор, это надёжнее;
✔ если есть выбор между местами вблизи и подальше, но перед проёмом или проходом — выбирайте вторые и берите бинокль.
В Новом драматическом театре 10-11 ряды считаются отдалёнными от сцены, но видно оттуда отлично — это бюджетные места, не предполагающие дискомфорта для зрителя. У нас нет лож, бельэтажа и мест за креслами, как в "старинных многоярусных", наше здание строилось в середине 20 века, поэтому нет и сословных разграничений между группами мест — всё доступно и демократично 😉