Найти тему
Наш лецитин

Психология конфликта

Оглавление

К сожалению, наше современное общество больше настроено на конфликтные отношения, нежели на мирное урегулирование всех проблем. Интересно, что в европейских странах граждане намного чаще обращаются к специалистам по решению конфликтов. Это касается и семейных отношений, и рабочих, конфликтов родителей и детей, учителей и учеников и так далее.

У нас в России тоже есть специалисты, которые могут помочь в разных ситуациях, но почему-то многие считают, что обращаться к конфликтологу за помощью стыдно. Хотя это далеко не так! Если вовремя разрулить проблему, то можно будет избежать множества различных негативных последствий.

Сегодня мы с вами поговорим о природе конфликта, его предпосылках и методах разрешения. Или что делать, если просто нет возможности обратиться к компетентному специалисту?

Чаще всего действия практически всех участников конфликта несколько стереотипны и достаточно предсказуемы. Мы подсознательно применяем практически одинаковые тактики и приемы. На такую стереотипность оказывает высокое влияние эмоциональная встряска, которая не дает мыслить холодно и рационально. Это пробуждает инстинктивность, а она совпадает почти у всего человечества. Собственно, из-за этого мы и действуем достаточно предсказуемо.

Фазы или периоды конфликта

Несмотря на то, что поведение людей во время конфликта стереотипно, большинство из них думают, что они очень оригинальны и неординарны в этот момент. Это объясняется готовностью человека на конфликт. Он не предусматривает мирное разрешение проблемы, особенно, если задеты его чувства или эго. Сильные негативные эмоции и порождают стереотипность. Отсутствие хладнокровного мышления = отсутствию разнообразия.

И вот они, стандартные фазы конфликта:

1. Инкубационная фаза;

2. Открытое противоборство;

3. Разрешение конфликта;

4. Постконфликтное состояние.

Инкубационная фаза конфликта

В данную фазу оппоненты только-только начинают понимать, что надвигается что-то неприятное и тягостное. Как правило, на подсознательном уровне, человек всегда понимает, что ему что-то угрожает. Сначала мы привыкли выплескивать свое недовольство кем-то на друзей или близких, а уже только потом мы, в большинстве случаев, пытаемся решить проблему мирно.

На момент скрытого конфликта человеку очень важно уловить вот ту грань, которая приведет к открытой ссоре. То есть важно понять, что еще немного и «рванет». Почему?

А все потому, что именно осознание грядущего «взрыва», в некоторых случаях помогает притормозить, а то и вообще исключить проблему, убрать из своего поведения элементы противоборства.

В инкубационную фазу оппоненты занимаются разработкой стратегии, которая позволит им решить, как вести себя дальше. Вся деятельность людей в этот момент направлена исключительно на получение выгоды для себя. В общем, в данной фазе мысли, чувства и эмоции структурируются и определяется тактика дальнейшего поведения.

И вот тут-то и происходит столкновение двух разных тактик: вашей и оппонента. В данный момент мы стараемся расширить сферу своих прав, но сузить сферу обязанностей по отношению друг к другу.

Вот несколько тактик, которые наиболее часто любят использовать две конфликтующие стороны.

Уход от конфликта

Человек, который не привык к спорам и обладает мягким характером, стремится к миру, просто считает открытое проявление агрессии глупым и т.д., чаще всего не будет вступать в открытое противодействие, а будет использовать тактику «мира и добра». Человек, который просто считает себя личностью самодостаточной, продумает свою тактику так, чтобы

оппонент сам решил не вступать в открытую фазу противодействия.

Тактика переговоров

Как правило, данная тактика бывает самой эффективной. Обе стороны пытаются достигнуть компромисса путем взаимных уступок. Это помогает снизить напряженность между двумя сторонами и уменьшить градус не выплеснутой агрессии. Каждый оппонент получает если и не все, чего хотел, но хотя бы определенную значимую часть этого. Но тут есть одно «но».

Данная тактика эффективна только в случае, если ресурсы у обеих сторон равные. Тогда и уступки будут равные. Если же нет, то прийти к компромиссу будет намного сложнее.

Если все вышеперечисленное не достигает успеха, а противоречия становятся только сильнее, то в этом случае конфликт переходит в стадию открытого противоборства.

Важно помнить, что, если вам удалось все-таки достигнуть перемирия на стадии инкубационной фазы, тогда вероятность того, что проблема не перейдет в фазу открытого противоборства, составляет примерно 90%.

Фаза открытого противоборства

Данная фаза вступает в свои права тогда, когда каждый оппонент решил получить все по максимуму. Каждый из нас считает, что достоин лучшего и большего. Это и становится триггером (спусковым крючком) в большинстве ситуаций. Мы начинаем обесценивать чужие ресурсы и превозносить наши. Нам становится мало всего. Это и приводит к открытому противодействию.

Эмоциональность начинает доминировать над рациональностью.

А как известно, эмоции – препятствие к холодному и разумному решению. Когда мы стремимся получить всего побольше, мы начинаем выстраивать тактику, вынуждающую оппонента ошибаться и переживать.

Вот несколько тактик, которые применяются в таких случаях.

Демонстрация своих ресурсов

Данная тактика заключается в демонстрации своей «боеготовности» и ресурсного превосходства. Тогда соперник начнет переживать о собственной несостоятельности и невозможности вести борьбу на равных. Тактика эта очень хитроумная, но требующая от исполнителя особых талантов и силы убедительности.

Если говорить понятнее, то одна сторона должна убедить другую в бесперспективности борьбы, нагнести обстановку и увеличить чувство безысходности. Как правило, оппонент, понимая свое не самое лучшее положение, соглашается на все условия.

Тактика выжидания

Эта тактика позволяет выяснить всю информацию о второй стороне и продумать дальнейшую стратегию выхода из конфликта с выгодой для себя.

Человек, применяющий такую тактику, создает о себе ощущение этакого хорошего и миролюбивого гражданина, который не стремится к открытой конфронтации. Но это только на первый взгляд. Все, наверняка, знают фразу «нет ничего страшнее неизвестности» и «ожидание казни хуже самой казни». Тут работает тот же принцип.

Оппонент начинает нервничать и ждать неприятностей. И тогда он уже просто не выдерживает давления и совершает какое-то не совсем рациональное действие. А вторая сторона только этого и ждет. Ловушка захлопывается. Один начинает ошибаться, а второй этим пользуется.

Такая тактика часто применяется в том случае, когда количество ресурсов у оппонентов равнозначно.

Тактика рискованности

Иными словами, тактика эффекта неожиданности. Одна сторона предпринимает серию рискованных и неожиданных для другой стороны выпадов, которые сбивают с толку и пугают. Оппонент оказывается в состоянии нервного напряжения, при этом страдая от дефицита времени и информации. Это ведет к многочисленным ошибкам.

Как правило стороной, которая пользуется эффектом неожиданности, является та, у которой меньше ресурсов и возможностей.

Тактика принуждения

Один оппонент начинает эмоционально и морально давить на другого, обвиняя его во всем, чем можно и нельзя, выводя на эмоции, заставляя себя бояться. В ход идет моральный прессинг, вызов повышенного чувства вины, игра на психологических особенностях психики.

Как правило, этим занимается та сторона, которая обладает большим влиянием и возможностями. То есть, по сути, она морально уничтожает вторую сторону конфликта.

Здесь и различные интриги, и каверзы, и подставы. Этот прием достаточно низкий, но, к сожалению, наиболее часто применяющийся. Противостоять в данном случае такому оппоненту можно только заручившись РЕАЛЬНОЙ поддержкой третьих влиятельных лиц, а также при помощи холодного, рационального мышления. Если человек готов к такому повороту событий, то необходимо попытаться предугадывать действия соперника на один, два или даже три шага вперед.

Тактика дискредитации

Действия при выполнении данной тактики направлены на уничтожение авторитета оппонента, лишения окружающих доверия к нему. Достигается данное при помощи жесткой критики (особенно, если она будет осуществляться не в грубой (нецензурной) форме, а при помощи сарказма). При этом замечания могут быть даже справедливыми, но они провоцируют раздражение оппонента и заставляют его совершать ошибку за ошибкой (какие-то действия, лишенные разумности и структурированности).

В глазах окружающих людей образ оппонента окрашивается в негативные краски, при чем часто незаслуженно. Но человеческое коварство и жестокость зачастую бывают чрезмерными.

Кстати, врагом оппонент становится, конечно же, не сразу. Просто в какой-то момент его напряжение достигает критической точки, что приводит к негативному выплеску. Это очень характерно для конфликтов, построенных на изначальной эмоциональной неприязни (но не ненависти).

Так рождаются негативные стереотипы. Причем иногда человек так увлекается созданием образа «страшного врага», что сам начинает опасаться «творения рук своих». В этот момент важно остановиться и проанализировать все свои действия от начала и до конца. Бывает так, что при анализе всего этого мы понимаем, какой глупой на самом деле была причина спора.

Если же не получилось разумно все проанализировать, то конфликт становится просто неуправляемым и предугадать его исход практически невозможно. Что ведет к серьезным проблемам у оппонентов с психикой и нервной системой.

Любой, кто все-таки вольно или невольно вступает в конфликт, должен понимать, что все вышеперечисленные тактики могут быть применены против него и быть готовым отразить удар. Как говорится, «хочешь мира, готовься к войне».

В стадии открытого противоборства вероятность разрешить все успешно для обеих сторон равна всего 5%. При помощи грамотного специалиста эта цифра может возрасти.

Фаза разрешения конфликта

После того, как миновала фаза открытого противоборства, в свои права вступает фаза разрешения конфликта. Данный период характеризуется спадом «накала страстей». Оппоненты несколько «выдыхаются», они уже не чувствуют того эмоционального шторма, что присутствовал ранее. Конфликтующие стороны устали и готовы наконец-то перейти к мирному урегулированию вопроса.

Как правило, большинство людей в этот момент бывают согласны пойти на некоторые уступки, лишь бы наконец выйти из дискомфортной для их эмоциональной системы ситуации.

В данный период вам необходимо действовать лаконично и конструктивно, не воспринимать все в штыки, а наконец-то спокойно выслушать собеседника. Данная фаза конфликта оказывает большое влияние на ваши дальнейшие отношения с оппонентом. То, как вы поведете себя в этот период, предопределит ваше взаимодействие с противоположной стороной.

Постконфликтное поведение

Считается, что данная фаза означает уже полнейший выход из конфликта и начало мирного сосуществования. Но это не совсем так. Для того, чтобы дальнейшее взаимодействие оппонентов было хотя бы отстраненно-деловым (но уже не накопительно-конфликтным), каждый участник прошедшей ссоры должен справедливо и объективно оценить выход из конфликтной ситуации.

Также необходимо понимать, что в большинстве случаев даже после мирного урегулирования конфликта отношения между собеседниками не станут прежними и потребуется время для того, чтобы восстановить прежнее доверие.

У той стороны, что осталась поверженной, по любому преобладать будут негативные эмоции, раздражение, недовольство, обида, возможно, унижение. И если сторона-победитель не сможет взять себя в руки и вовремя сгладить острые углы, то конфликт может вспыхнуть с новой силой. Ни в коем случае нельзя выстраивать отношения по принципу «победитель-проигравший». Потому что это может еще сильнее ранить оппонента, что выльется в что-то неприятное для всех. Так что, как бы не хотелось потешить свое самолюбие, держите себя в руках.

Для того, чтобы обеспечить мирное сосуществование в дальнейшем, побежденному необходимо хоть в чем-то стать победителем. Это и называется компромисс. Каждый в чем-то должен уступить.

Если же вам не важно дальнейшее взаимодействие с оппонентом, то можете просто поставить жесткую точку и прекратить контакт. При этом, все-таки не стоит «добивать» вторую сторону конфликта, чтобы не выставить себя слишком «токсичным» человеком ни в своих глазах, ни в чужих. «Сострадание выше справедливости».

Помните, что лучшая драка это та, которой не было.

Все вышеперечисленные тактики и методы были приведены с целью ознакомления для того, чтобы вы всегда могли защититься от атак такого рода. И просчитать все наперед, выйдя из конфликта с честью и достоинством (а еще лучше, не доводя до него).

Надеемся, что информация оказалась полезной для вас. Подписывайтесь на канал «Наш лецитин» и ставьте лайки!