Найти тему

Работа с терминами на уроке истории и обществознания при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР. Часть 1.

Для формирования глубоких знаний у учащихся при подготовке к экзаменам, ВПР стоит использовать следующую схему

1 Этап Формирование представлений

Представление – чувственный образ предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств.

  • Что значит формировать представления?

Это значит, что учитель формирует у учащихся образы понятий, закрепляет их на чувственном уровне при помощи разных приемов.

  • Как формировать представления?

Для того, чтобы сформировать представление о каком-либо явлении или процессе, необходимо выделить 2-3 образа ( не более). В младших классах (5-7 классы) образы должны быть более яркие (в силу особенностей восприятия), в старших классах (8-11) – более структурные.

Приемы по формированию представлений:

1. Использование наглядности (аудио, видеоматериалы, статистика, тематические изображения, схемы). В качестве аудиоматериалов интересно использовать песни определенной исторической эпохи (например, песни времен гражданской войны – ссылка на них https://arzamas.academy/materials/1991 «Вечеринка времен Первой Мировой и Гражданской войн»). Работа со статистикой полезна, в том числе и при подготовке к экзаменам, но требует от учителя наличия базы статистики. Иногда я даю в качестве домашнего задания для мотивированных учеников подбор статистики в интернете, конечно из проверенных источников.

Формирование представления о понятии социальная система
Формирование представления о понятии социальная система
Формирование представления о понятии бюджет государства
Формирование представления о понятии бюджет государства

2. Работа с разными видами текстов (художественные, учебник, статьи СМИ). Работа с художественным текстом тоже является хорошим подспорьем при формировании представлений. Так, И.В. Крутова (современный методист) приводит в пример работу с произведением «Гроздья гнева» Дж. Стейнбека при формировании представления об экономическом кризисе или временах Великой депрессии. Часто в самих учебниках идет формирование представлений. Так, например, думаю, вы вспомните, как в одном из учебников по обществознанию объясняется переход термина «стратификация» из геологии в обществознание. Учителю только нужно обратить внимание учеников на данный пример.

3. Проблемные задачи. Задачи можно формулировать и самостоятельно, исходя из задачи, которую вы ставите перед собой. Проблемные задачи я часто использую в том случае, когда понятие уж очень абстрактно (например, политическая система) или часто используется в другом контексте (например, социальный институт).

Формирование представления о понятии социальный институт
Формирование представления о понятии социальный институт

4. Игровые приемы

Игру как прием хорошо использовать в младших классах средней школы (5-7 кл). Как правило, на этапе формирования представлений работают сюжетно-ролевые игры. Например, побывать в роли ученого-археолога и расшифровать рисунки древнего человека, объяснив, почему именно это было важно для него. Или тоже, будучи исследователем изучить и перевести древнеегипетские знаки (имея, конечно, словарь исследователя).

Для старших классов будет интересна игра "Демократия в школе", описанная в статье О.Б. Соболевой и др. в журнале "Преподавание истории и обществознания в школе" №3 2021г. Ученикам раздаются роли, их задача - повлиять на принятие решения по поводу проблемы использования телефона в школе.

Игровые приемы довольно затратны по времени и усилиям учителя, но нравятся ученикам, и, по-моему, приносят много пользы.

5. Диалогическое изложение (беседа, дискуссия)

Прием беседы всегда актуален на уроках на любой ступени обучения.

Например, мне запомнилась такая беседа, описанная в пособии "Уроки истории Древнего мира в классе" авторов В.В. Шоган, Н.В. Оболонко, Е.В. Сторожакова. Тема: "Установление господства Рима во всем Средиземноморье".

Учитель: "Ребята, знакомо ли вам такое существо, как осьминог?"

Учащиеся отвечают

Учитель: "Представьте себе, что некоторые государства тоже могут быть осьминогом или вести себя как осьминог, разбрасывая свои щупальца. Как можно описать действия такого государства? Посмотрите на карту"

  • Зачем формировать представления? Или зачем так тщательно продумывать эту работу?

Дело в том, да и вам это известно, что познание начинается с чувственного этапа, а представление - важная составляющая этого этапа. Иногда достаточно лишь сформировать представление о какой-либо дидактической единице, например, примеры налогов в разные исторические эпохи, а иногда важно, чтобы у ученика остался опорный образ понятия, к которому он будет обращаться для того, чтобы перейти к формулировке определения понятия. Второй случай важен при подготовке к любой форме аттестации.

Следующая статья будет посвящена второму этапу работы с терминами

Удачи вам в работе!

Читайте еще по теме

Работа с терминами на уроке истории и обществознания при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР. Часть 2.

https://zen.yandex.ru/media/id/60001aaa841fd82fbf01a3e1/rabota-s-terminami-na-uroke-istorii-i-obscestvoznaniia-pri-podgotovke-k-ege-oge-vpr-chast-2-60957296fe106d5922762eeb

Как помочь ученикам запоминать сложные определения

https://zen.yandex.ru/media/id/60001aaa841fd82fbf01a3e1/priemy-raboty-s-poniatiiami-na-urokah-obscestvoznaniia-60991991a5f87026b1c42d13