Для формирования глубоких знаний у учащихся при подготовке к экзаменам, ВПР стоит использовать следующую схему
1 Этап Формирование представлений
Представление – чувственный образ предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств.
- Что значит формировать представления?
Это значит, что учитель формирует у учащихся образы понятий, закрепляет их на чувственном уровне при помощи разных приемов.
- Как формировать представления?
Для того, чтобы сформировать представление о каком-либо явлении или процессе, необходимо выделить 2-3 образа ( не более). В младших классах (5-7 классы) образы должны быть более яркие (в силу особенностей восприятия), в старших классах (8-11) – более структурные.
Приемы по формированию представлений:
1. Использование наглядности (аудио, видеоматериалы, статистика, тематические изображения, схемы). В качестве аудиоматериалов интересно использовать песни определенной исторической эпохи (например, песни времен гражданской войны – ссылка на них https://arzamas.academy/materials/1991 «Вечеринка времен Первой Мировой и Гражданской войн»). Работа со статистикой полезна, в том числе и при подготовке к экзаменам, но требует от учителя наличия базы статистики. Иногда я даю в качестве домашнего задания для мотивированных учеников подбор статистики в интернете, конечно из проверенных источников.
2. Работа с разными видами текстов (художественные, учебник, статьи СМИ). Работа с художественным текстом тоже является хорошим подспорьем при формировании представлений. Так, И.В. Крутова (современный методист) приводит в пример работу с произведением «Гроздья гнева» Дж. Стейнбека при формировании представления об экономическом кризисе или временах Великой депрессии. Часто в самих учебниках идет формирование представлений. Так, например, думаю, вы вспомните, как в одном из учебников по обществознанию объясняется переход термина «стратификация» из геологии в обществознание. Учителю только нужно обратить внимание учеников на данный пример.
3. Проблемные задачи. Задачи можно формулировать и самостоятельно, исходя из задачи, которую вы ставите перед собой. Проблемные задачи я часто использую в том случае, когда понятие уж очень абстрактно (например, политическая система) или часто используется в другом контексте (например, социальный институт).
4. Игровые приемы
Игру как прием хорошо использовать в младших классах средней школы (5-7 кл). Как правило, на этапе формирования представлений работают сюжетно-ролевые игры. Например, побывать в роли ученого-археолога и расшифровать рисунки древнего человека, объяснив, почему именно это было важно для него. Или тоже, будучи исследователем изучить и перевести древнеегипетские знаки (имея, конечно, словарь исследователя).
Для старших классов будет интересна игра "Демократия в школе", описанная в статье О.Б. Соболевой и др. в журнале "Преподавание истории и обществознания в школе" №3 2021г. Ученикам раздаются роли, их задача - повлиять на принятие решения по поводу проблемы использования телефона в школе.
Игровые приемы довольно затратны по времени и усилиям учителя, но нравятся ученикам, и, по-моему, приносят много пользы.
5. Диалогическое изложение (беседа, дискуссия)
Прием беседы всегда актуален на уроках на любой ступени обучения.
Например, мне запомнилась такая беседа, описанная в пособии "Уроки истории Древнего мира в классе" авторов В.В. Шоган, Н.В. Оболонко, Е.В. Сторожакова. Тема: "Установление господства Рима во всем Средиземноморье".
Учитель: "Ребята, знакомо ли вам такое существо, как осьминог?"
Учащиеся отвечают
Учитель: "Представьте себе, что некоторые государства тоже могут быть осьминогом или вести себя как осьминог, разбрасывая свои щупальца. Как можно описать действия такого государства? Посмотрите на карту"
- Зачем формировать представления? Или зачем так тщательно продумывать эту работу?
Дело в том, да и вам это известно, что познание начинается с чувственного этапа, а представление - важная составляющая этого этапа. Иногда достаточно лишь сформировать представление о какой-либо дидактической единице, например, примеры налогов в разные исторические эпохи, а иногда важно, чтобы у ученика остался опорный образ понятия, к которому он будет обращаться для того, чтобы перейти к формулировке определения понятия. Второй случай важен при подготовке к любой форме аттестации.
Следующая статья будет посвящена второму этапу работы с терминами
Удачи вам в работе!
Читайте еще по теме
Работа с терминами на уроке истории и обществознания при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР. Часть 2.
Как помочь ученикам запоминать сложные определения