Есть такое мнение, что архитектура является наиболее публичным видом искусства, создающим свои творения на века. А ведь и верно: сколько радости и эстетического наслаждения доставляют совершенные архитектурные сооружения великих архитекторов прошлого, которые создавали архитектурный образ нашего города. И как огорчают нас архитектурные «недоразумения». Именно поэтому у нас особое отношение к архитекторам. Ведь они формируют пространственную городскую среду, в которой нам должно быть удобно и комфортно. Роль главного архитектора города в этом процессе сложно переоценить.
В Ялту Петр Андреевич приехал с солидным багажом знаний и достаточным опытом, чтобы взять на себя ответственный груз обязанностей главного архитектора города, еще не залечившего раны войны.
Архитектурное образование П. А. Стариков получил в Ленинградском институте инженеров коммунального хозяйства, который окончил с отличием в 1938 году. После окончания института молодой архитектор вернулся в Хабаровск, в город, где он родился 26 августа 1912 года. Поступил на работу в трест «Дальпрогор». С 1938 по 1941 год работал в должности ведущего архитектора. За эти годы по его проектам возводились общественные и жилые здания. Был построен детский дом и проведена реконструкция Театра музкомедии. Особо хочется отметить здание, построенное в 1943 году на крутом берегу Амура по заказу военного ведомства. Во время войны там располагался наблюдательный пункт ПВО для контроля над рекой и границей. После войны он превратился в спасательную станцию. А после реставрации, проведенной в 2013 году, здесь открыли музейно-культурный центр «Амурский Утес», как филиал Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова. Ласточкино гнездо, называют это изящное сооружение горожане. Оно является общепризнанным символом Хабаровска и охраняется как памятник архитектуры краевого значения.
Работая в Хабаровске архитектором, Петр Андреевич курировал работы по застройке Комсомольска-на-Амуре. В 1939 году был принят в Союз архитекторов СССР.
День Победы – 9 мая 1945 года - Петр Андреевич встретил в пути, следуя в Крым для восстановления послевоенного Симферополя. В 1946 году в семье Стариковых родилась дочь Наталья, которая продолжила дело отца и стала высокопрофессиональным архитектором.
В 1949 году талантливый зодчий был переведен на работу в Ялту на должность главного архитектора города. Предстояла большая работа по восстановлению разрушенного войной курорта – почти полностью были разрушены порт, городской театр и многие общественные и жилые здания, в руинах лежала набережная. Но это не пугало трудолюбивого и целеустремленного архитектора.
Он навсегда полюбил этот приморский город, где «сама природа постаралась, чтобы город восхищал и радовал человека – необыкновенные, нигде таких нет, горы, причудливая растительность и главное – великолепная, видимая почти отовсюду, линия горизонта».
К этому времени был разработан генеральный план, по которому велась застройка города. Послевоенные десятилетия были наиболее продуктивными в градостроительном плане. Создается архитектурный ансамбль площади им. Ленина, на площади Радина строится новое здание автовокзала, на ул. К. Маркса возводятся трехэтажные жилые дома, начинается застройка ул. Московской и Киевской. В 1958 году завершается восстановление по проекту архитектора П. И. Бронникова разрушенного морского вокзала. Архитектор А. С. Хотелов восстанавливает разрушенный театр и оформляет вход со стороны городского сада двухэтажным портиком, состоящим из фронтона, расположенного на шести колоннах с капителями. Но главное внимание было уделено набережной. Она преобразилась коренным образом – огражденная со стороны моря монументальной оградой с чугунными решетками и красивыми фонарями, озелененная - она радовала своим праздничным видом ялтинцев и гостей города.
Главным в работе Петра Андреевича Старикова как главного архитектора города была забота о сохранении облика города, как единого целого, объединяющего старину и современность. Не стремился возводить громоздкие задания, старался оставлять как можно больше земли для последующего освоения и развития города.
Он был удручен тем, что у города нет проекта детальной планировки, который он называл архитектурной конструкцией города. И когда по рекомендации Госстроя СССР был объявлен конкурс на разработку проекта детальной планировки центральной части Ялты, Петр Андреевич возглавил группу ялтинских архитекторов. Для участия в конкурсе были приглашены шесть проектных организаций - Москвы, Киева, Тбилиси, Еревана, Ленинграда и Ялты. Первое и второе место поделили московские и ялтинские архитекторы. Группа Старикова предложила размещать новые объекты, сохраняя историческую основу и учитывая перспективу развития курортной столицы.
Пройдут годы и в разработке современного проекта детальной планировке города примет участие дочь Петра Андреевича – архитектор Старикова Наталья Петровна. За реконструкцию набережной и Пушкинского бульвара авторский коллектив получит Государственную премию. В рамках этого проекта архитекторы сохранят те архитектурные элементы, которые создают неповторимый образ ялтинской набережной – старые чугунные фонари, знаменитые ялтинские грибки, рисунок мощения Александровского сквера. Появятся новые фонтаны и новое гранитное покрытие.
Вспоминая сегодня архитектора Старикова, мы не можем ни говорить о Старикове, как о художнике. Живопись была неотъемлемой частью жизни Петра Андреевича. В 1930-е годы в Ленинграде он обучался технике акварели у Николая Андреевича Тырсы. Живописное и графическое наследие мастера составляют работы, выполненные в различных материалах и техниках – акварели, пастели, масла, темперы.
При жизни Петр Андреевич показывал свои работы, участвуя в коллективных выставках и организовывая персональные выставки, которые проходили в Ялте, Симферополе, Сочи, Санкт-Петербурге.
В последние годы с творчеством отца знакомит любителей живописи дочь Петра Андреевича. В 2015 году прошла выставка «Дыхание Крыма» в Санкт-Петербурге, где она привлекла внимание питерских искусствоведов, которые отметили, что «выставка состоялась как явление масштаба открытия замечательного художника-пейзажиста».
Прошла серия выставок в Крыму – в Ялте, Симферополе, Севастополе. Одна из выставок проходила в Ялте в Ласточкином гнезде.
Хочется помечтать о том, что со временем в Ласточкином гнезде Хабаровска тоже будет организована выставка архитектора-художника Старикова. Тем самым своим творчеством архитектор Стариков перекинет своеобразный культурный мост между городом своего детства и городом, где прожита большая часть жизни.
Наталия Сырбу