Александр Павлович Войтович – экс-президент Национальной академии наук Беларуси, главный научный сотрудник Института физики им. Б. И. Степанова НАН, а также общественный и политический деятель ранее пообщался с корреспондентом «Бусла» и рассказал нам о состоянии нынешней белорусской науки. В этот раз мы обсудили с Александром Павловичем политику. Как выйти из политического кризиса, можно ли сравнить события августа с военным периодом и какие законы Лукашенко лично требует разрабатывать — обо всем в новом интервью.
— Александр Павлович, какие Вы видите пути выхода из политического кризиса в Беларуси?
— Я вижу выход только в диалоге с общественностью, народом. А год единства, в который ставка делается на репрессии, принуждения, тюрьмы и избиения, не даст никакого результата. Никакого единства на этом пути невозможно достичь. Единственное, что поможет — это диалог с обществом и достижение согласия по принципиальным вопросам. Только тогда может быть разрешение политического кризиса.
— На Ваш взгляд, какова роль Лукашенко в белорусской истории?
— Вопрос такой, что разные люди по-разному отвечают на него. У каждого свое мнение, потому что такие исторические заключения делать трудно, обычно это показывает история и сравнения с чем-то. На мой взгляд, Лукашенко сыграл отрицательную роль. Главное, что сподвигло меня на этот вывод, это события, начиная с августа прошлого года. Так нельзя поступать с народом, так нельзя действовать для сохранения собственной персональной власти. Поэтому я считаю его роль отрицательной.
— Можно ли сравнивать события августа с военным периодом в Беларуси?
— Я уже сравнивал. Между прочем, очень много аналогий. Лукашенко себе позволяет действовать, не глядя на законы, а это и есть признак оккупационной власти. Я назову вам несколько факторов. Во-первых, в Конституции четко написано, что президент не может занимать никаких других должностей, а в Законе о президенте это еще и расшифровано, что включая и должности в общественных организациях. Лукашенко, которого называют гарантом Конституции, больше 20 лет ее нарушал. Он стал председателем олимпийского комитета Беларуси и нарушил пункт Конституции, который прямо запрещает ему занимать любые должности, кроме президентской. Он считает, что законы написаны не для него. 20 с чем-то лет изо дня в день он нарушал Конституцию. Еще один пример — это Закон о внутренних войсках МВД, согласно которому применение и использование оружия военнослужащими внутренних войск (Статья 21 Закона) возможно, кроме случаев, оговоренных в Законе, «в иных случаях, определяемых президентом Республики Беларусь». Это, по-моему, антиконституционное положение закона. В Конституции указано, что никто не может быть лишен жизни никак, кроме как по решению суда после расследования. Я говорю примерно, но это есть в Конституции. Здесь же, в Законе, написано, что президент, не обращая внимания ни на что, может дать команду применить оружие, то есть президенту дано право отдать приказ стрелять в любого человека, убивать каждого из нас безнаказанно, «в иных случаях», под которыми можно понимать всё, что угодно. Вот такие законы создает диктатура. Они подобны на правила, используемые оккупационными властями.
— Каково Ваше отношение к БЧБ флагу?
— Власти развернули кампанию против этого флага. Когда человек выходит в бел-чырвона-белай одежде, его чуть ли не в тюрьму сажают. А уж если он несет флажок такой расцветки, то уж точно его наказывают. Если кто-то использовал этот флаг и совершал преступления, то этот «кто-то» и виноват, причем здесь флаг? У меня под окнами едет автозак, а на автозаке развивается красно-зеленый флаг. Мы знаем, что в автозаках ОМОНовцы избивали задержанных в прошлом году, ну и что, претензии к флагу? Флаг ни при чем. Это власть, созданная система так действует. Власовцы во время Великой Отечественной войны использовали флаги, которые сегодня являются официальными в Российской Федерации.
— Какой должна стать внешняя политика после ухода Лукашенко?
— Этот вопрос требует очень большого разговора. Внешнюю политику надо вести в интересах страны и народа. Это именно то, чего мы не видим сегодня.
— Последние события, связанные с госпереворотом, задержаниями и покушением на Лукашенко, на Ваш взгляд, правдивы?
— Я думаю, что всё это блеф. Провокация, которую власти сами же совершали. Ясно, что эти разговоры, которые имел Федута с кем-то, это разговоры с провокаторами. Все эти якобы покушения и госперевороты — это всё «творчество» власти.
— Зачем Лукашенко придумывать такие истории?
— Человек не отдает себе отчет, что это только ему во вред. Кроме того, им движет страх, он хочет что-то сделать, но не знает что. Это было совершенно ни к чему.
— Какой Вы видите Беларусь через 2-3 года?
— Мы даже не знаем, когда уйдет Лукашенко. А пока не уйдет Лукашенко, всё будет плохо. Он загнал страну в тупик и создал всеобъемлющий кризис: экономический, социальный, в здравоохранении, в науке, в образовании, в политической сфере. Пока Лукашенко у власти, этот кризис с нами. Выход из нынешней ситуации будет тяжелым. Когда Лукашенко уйдет, надо будет разрабатывать программу развития страны, для чего использовать весь имеющийся интеллектуальный потенциал страны.
ВОЙТОВИЧ: ЛУКАШЕНКО БОЛЬШЕ 20 ЛЕТ НАРУШАЛ КОНСТИТУЦИЮ
7 мая 20217 мая 2021
625
4 мин
21