В 2021 году исполняется 185 лет с начала строительства первой железной дороги Российской Империи - Царскосельской. В 1896 -м император Николай I дозволил ее строительство. Так и написал: "дорогу в Царское село дозволяю". А тогдашний министр финансов при его дворе - Егор Канкрин - острил, мол в Павловске есть кабак, почему бы не построить дорогу в кабак?
Позднее Канкрин высказался еще более едко : "В других государствах железными дорогами связывают важные промышленные пункты, у нас выстроили такую в трактир". Министр был убежденным противником строительства, считал дело это несвоевременным - государственная казна была пуста.
В окружении Николая хватало скептиков и влиятельных противников строительства железных дорог в стране. Некоторые из них полагали, что российский климат для такого транспорта совершенно не подходящий: как, мол, поезд поедет по рельсам зимой? Иные полагали, что поездки на поезде печальным образом скажутся на психике пассажиров. Кто-то переживал за животных: от шума поездов коровы, дескать, перестанут доиться...
Дошло до того, что имперские конспирологи находили в предприятии зарождение революционной ячейки. Да мало ли к чему это все может привести?
Cам Николай I тоже сомневался: вот же, говорил он, в Англии при открытии дороги задавили лорда... И все-так дорога была построена и сыграла огромную роль в судьбе страны.
О царскосельской дороге вышел один из самых красивых выпусков проекта "Профайл" на YouTube. В нем еще больше интересных деталей о Царскосельской дороге.