Нам ведь не нужно вдохновение, чтобы почистить зубы, сходить на тренировку, или вынести мусор? Практически во всех обыденных ситуациях срабатывает либо с годами выработанная привычка, либо жесткая дисциплина.
Однако я не понаслышке знаю, что многие авторы, писатели, даже журналисты и копирайтеры "страдают" патологической зависимостью от самого сладостного, а главное бесплатного наркотика - вдохновения. Окей, а что делать, если вдохновения подавно нет, резервы опустошены досуха, а работа - тот еще капризный волк, стремящийся убежать в лес, несмотря на все ваши кропотливые попытки приручить дикого зверя?
- Привет, меня зовут Ленни Лоренц, и я - журналист, писатель и автор двух блогов на совершенно полярные темы - собаки и литературное творчество.
С самого раннего детства моя творческая и профессиональная жизнь была связана со словом.
Писательство - моя первая ответная любовь, отдушина и надежная ладья, сумевшая уберечь меня даже от самого сильного шторма судьбы. Благодаря опыту, советам мудрых людей и собственным наработкам, с годами мне удалось избавиться от распространенной убежденности и популярного паттерна: "Я работаю и пишу только по воле вдохновения". Занавес. Ой. Что ж ты сразу не сказал-то? Теперь такому уникальному, творческому и мятежному духу всё моментально сойдет с рук, сроки передвинут на недели вперед, а твоя книга обязательно допишет себя сама.
- Именно журналистика, копирайтинг, написание рекламных, новостных, развлекательных, продающих текстов и просто текстов на любые темы (в сжатые сроки) - помогли мне приучить себя к эдакой писательской дисциплине. Чуть не написала "гигиене". Хм. Чтобы сказал об этом дедушка Фрейд?
Безусловно, не стоит мешать литературу и журналистику, прозу и СМИ, поэзию и лиды для новостных заметок.
Горящие сроки, большие объемы, нескончаемые потоки актуальной информации и обыкновенная читательская любознательность быстро отмуштровали во мне умение писать кратко, емко, интересно и грамотно (в стилистическом, орфографическом и пунктуационном смысле, естественно). Права на ошибку попросту не было, как и времени на ее исправление.
Приходилось проявлять фантазию, изворачиваться и осознанно поддерживать себя в приподнятом, позитивном и ресурсном состоянии. Это гораздо проще, чем кажется; значительную роль играют маленькие ритуалы, утренний настрой, любимая музыка и обязательно здоровый режим дня, включающий регулярные перерыва на спорт, перекусы, прогулки и т.п.
- Вечером в ход шли интересные фильмы, сериалы, познавательные книги и всё то, что могло бы смотивировать меня на завтрашний день.
Постоянно жить в таком темпе - невозможно.
Да и не нужно.
Рано, или поздно в дверь постучится эмоциональное выгорание. Однако в плане обязанностей вы так или иначе сможете более-менее сносно работать даже при отсутствии энергетических ресурсов, вдохновения и ее величество Музы. Это называется профессионализм, высший класс и обычная дисциплина. Ничего сверхъестественного.
- Однако после окончания трудного дня и "пустой" недели лучше дать себе абсолютный отдых во всех смыслах.
Что же насчет литературы, писательства и создания книг? Как вышеназванная дисциплина и ответственное умение писать без вдохновения помогают автору творить?
3 субъективных итога, которые кратко (хотя и очень двусмысленно) ответят на извечный вопрос: "а нужен ли автору полезный/бесполезный скилл - писать без вдохновения?":
- работать над главами собственной книги, в которую ты вкладываешь ценный смысл, прожитый опыт и всю свою душу - большая ответственность перед самим собой; я всегда ощущаю тяжелую ношу, когда пишу свои произведения, сродни тому, как фермер несет на плечах богатый урожай, собранный после жатвы - ему вроде бы очень тяжко, лоб его покрыт испариной, а мышцы неприятно ноют после трудового дня, но сердце согревает теплая мысль о том, что холодным зимним вечером его семья будет накормлена, сыта и счастлива.
- я часто пользовалась советом Чака Паланика: мастер призывал поставить будильник на час и просто... начать писать вне зависимости от вашего изначального настроя; спустя минут пятнадцать вы настолько втянетесь в работу, что и не заметите, как быстро пролетело время - аппетит приходит во время еды;
- что греха таить, писательская дисциплина и отсутствие зависимости от вдохновения - безусловно, держат тебя в тонусе и не позволяют надолго забрасывать произведения и действительно работать над книгами, а не "баловаться" писательством; однако спустя какое-то время, когда глаз вылечивается от "замыливания", я тут же сканирую, какие главы я написала под музой (мухой?), а какие явно родились из-под палки, с будильником и ноющим чувством гиперответственности.
Последние главы всегда ВСЕГДА безбожно редактируются, исправляются и переписываются. Естественно, под чутким контролем прилива вдохновения и радости созидания. Такие тексты часто выглядят сухими, безэмоциональными и плоскими, что страшно удручает автора, который вроде бы преследовал самую благую идею...