За свою недолгую жизнь леди Кэтрин Грей доставила немало хлопот родственнице — Елизавете I. Она мечтала сама однажды занять трон Англии. И у нее были на то все шансы! Что известно о девушке, бросившей вызов королеве?
Права на корону
Кэтрин Грей была средней из дочерей Генри Грея и Фрэнсис Брэндон. Ее бабушкой по матери была принцесса Мэри Тюдор, младшая сестра короля Генриха VIII, которая вопреки воле брата вышла замуж за Чарльза Брэндона, герцога Саффолка.
Через бабушку Кэтрин и ее сестры получили право наследовать корону Англии. Этим правом и воспользовалась знать, когда попыталась возвести на трон Джейн Грей, печально известную «девятидневную королеву». Подробнее об очереди на английский престол читайте здесь:
Кошмар короля Генриха: как 10 женщин оказались наследницами Англии?
Попытка провалилась. Джейн низвергли, а правительницей стала Мария I Тюдор, старшая дочь Генриха VIII. Ей пришлось казнить Джейн Грей, чтобы она не была центром притяжения для бунтовщиков. А вот Кэтрин королева приблизила к себе, позволив девушке вернуться ко двору и служить фрейлиной.
Первая наследница Елизаветы I
Кэтрин, по всеобщему признанию, была самой красивой из трех сестриц Грей. Родители обеспечили им всем прекрасное образование, но Кэтрин проявляла тяги к знаниям. Ей была куда интереснее придворная жизнь.
Этой жизнью она и наслаждалась при дворе Марии Тюдор. Кэтрин сдружилась со своей ровесницей Джейн Сеймур, племянницей той самой королевы Джейн — третьей и «любимой» жены Генриха VIII.
У Джейн был брат Эдвард, граф Хартфорд. И Кэтрин с Эдвардом влюбились друг в друга! Когда они задумались о браке, родственники с обеих сторон пришли в ужас.
Кэтрин вообще была довольно страстной натурой. У нее за плечами уже был один аннулированный брак, устроенный и расторгнутый родней. При этом молодые супруги до последнего утверждали, что были мужем и женой во всех смыслах.
Познакомившись поближе с Эдвардом, Кэтрин предпочла о первом брак больше не вспоминать. Аннулирован так аннулирован. Они с Сеймуром были твердо намерены пожениться, и молодой граф просил руки невесты у ее матери. Та до последнего не говорила ни да, ни нет, но перед самой смертью благословила дочь на брак. Она даже написала письмо с прошением королеве, но оно так и не было отправлено.
Испанские планы
А королевой к тому времени была уже не лояльная к Кэтрин Мария Тюдор, а ее сестра Елизавета — дочь Генриха VIII от Анны Болейн. Она, в отличие от сестры, теплых чувств к семейству Грей не питала. Она видела в Кэтрин прямую угрозу своей власти, и, в общем-то, не зря. С леди Грей, как с полноправной наследницей, поддерживали связь европейские монархи. И многие аристократы предпочли бы видеть на троне именно ее.
Всё дело в религии. Елизавета придерживалась веры новой формации, которая позже оформилась в современный протестантизм. Кэтрин была воспитана в том же духе, но утверждала, что под влиянием Марии Тюдор «встала на путь истинный» и стала католичкой. Из-за этого у нее якобы даже случился разлад с семьей.
Католики тут же увидели в Кэтрин свою будущую королеву, которая реставрирует старую веру в Англии. Приободрились в Испании — дипломат герцог Фериа спросил у Кэтрин, не желает ли она выйти замуж за кого-нибудь из испанской королевской семьи, чтобы заручиться поддержкой могущественных заграничных сторонников.
Кэтрин, которая жаловалась на «ужасные лишения и оскорбления» со стороны Елизаветы, обещала Фериа подумать. Более того, леди Грей дала слово, что не выйдет замуж без его разрешения! Просто к тому времени Эдвард Сеймур уже несколько месяцев не заводил разговоров о браке, и Кэтрин решила, что его чувства к ней остыли.
Возможно, она таким образом хотела заставить Эдварда ревновать, но испанцам было не до шуток — они уже начали строить план тайного побега леди Грей из Англии. В мужья ей подбирали какого-нибудь знатного Габсбурга. В итоге эти «секретные» сведения дошли до Елизаветы.
Брак с Сеймуром
Королева сменила тактику и приблизила родственницу к себе. Казалось, у той больше нет причин жаловаться. Но дальнейшие действия Кэтрин окончательно настроили Елизавету против нее.
Леди Грей все-таки вышла замуж за Эдварда Сеймура. Он о ней не забыл. Церемония прошла тайно, в присутствии одной-единственной свидетельницы — Джейн Сеймур. Обвенчал пару католический священник.
Супруги упорно делали вид, что ничего не было, но придворные заметили, что они стали уделять друг другу больше внимания. Слухи, конечно же, достигли Елизаветы и та отправила Эдварда во Францию. Перед отъездом он оставил жене документ о законности их брака, но Кэтрин его… потеряла!
Когда муж уехал, леди Грей узнала о своей беременности. Она и дальше продолжала держать все в тайне, но беременность дело такое — в мешке не утаишь. Чем ближе был срок рожать, тем больше Кэтрин погружалась в отчаяние.
Испанцы ей больше не помогали. Она обратилась Бесс Хардвик, приближенной королевы, но та не горела желанием участвовать в, по сути, государственной измене. И тогда Кэтрин поделилась прекрасными новостям с Робертом Дадли — фаворитом Елизаветы.
Ситуация сложилась щекотливая — леди Грей тайно проникла в его покои и умоляла помочь. Со стороны это выглядело как интрижка. Дадли не хотел так себя подставлять и тут же обо всем доложил королеве.
Елизавета была в ярости — в Тауэр отправилась Кэтрин Грей, Эдвард Сеймур, выдернутый из Франции, и Бесс Хардвик, за то, что не рассказала о «заговоре» сразу.
Брак, естественно, признали незаконным. Ведь даже имя священника супруги не знали — его приглашала Джейн Сеймур, которая вовремя (прости, Господи) умерла и унесла эту тайну с собой в могилу.
В Тауэре Кэтрин родила первенца — здорового мальчика, названного Эдвардом. Шансы выйти на свободу таяли на глазах. Но пара решила, что проблем им все еще мало, и уже находясь в заключении они зачали второго ребенка. Ну просто охранник сочувствовал милым влюбленным и позволял им жить полноценной супружеской жизнью.
Вторым опять родился мальчик, названный Томасом. Елизавета решила, что с нее хватит, и разлучила Кэтрин и Эдварда, отправив под домашний арест в разные замки.
Наследие Кэтрин
Рождение сыновей укрепило позиции Кэтрин, несмотря на опалу. Восстание было делом времени, ведь противники Елизаветы получили настоящий дар Божий — королеву-католичку с двумя здоровыми наследниками. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы к моменту домашнего ареста Кэтрин не подкосил туберкулез.
Амбициозная леди Грей умерла, когда ей было около 27 лет. Ее похоронили в маленькой церкви в Йоксфорде, в Восточном Саффолке. Несмотря ни на что, Елизавета распорядилась похоронить свою неугомонную наследницу как принцессу крови.
Эдварду Сеймуру вскоре разрешили вернуться ко двору. Он надолго пережил Кэтрин и до самого конца он добивался, чтобы их сыновей признали законнорожденными и восстановили их в правах на наследование престола. И его просьбу удовлетворили. Но произошло через три года после смерти Елизаветы I Тюдор.
Внук Кэтрин и Эдварда — Уильям Сеймур — пошел по стопам дедушки и тайно обвенчался с леди Арабеллой Стюарт, еще одной наследницей Тюдоров. Но он, в отличии от предка, не проявил такой же стойкости и верности опальной жене. Об этом читайте здесь:
Леди Арабелла: как наследница английского престола поплатилась за тайный брак
Тем не менее именно Уильям перезахоронил останки Кэтрин Грей рядом с Эдвардом Сеймуром. Ее надгробие расположено чуть выше, чем у супруга, в знак ее королевского происхождения.
📖 Вам будет интересно:
- Розы для королевы: кто присылает цветы на могилу Анны Болейн последние 170 лет?
- Девушка с характером: что мы знаем о Мэри Фицрой, единственной невестке Генриха Тюдора?
- Этельреда: еще одна отвергнутая дочь Генриха VIII Тюдора. Что известно об этой девушке?
- Не только Мэри и Элизабет: как называли девочек в эпоху Тюдоров?