Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
Мы уже писали несколько недель назад о Доме-Музее Луи Армстронга. Пришла пора, в рамках нашего цикла об американских музеях джаза, рассказать о нём подробнее.
Трубач, вокалист, композитор и бэндлидер Луи Армстронг (Louis Armstrong) всю свою жизнь утверждал, что родился в день независимости Соединённых Штатов Америки 4 июля 1900 года. Только через многие годы после его смерти, лет 35 назад, американские исследователи нашли в нью-орлеанских архивах свидетельство о его крещении — и установили, что на самом деле самый знаменитый джазовый трубач и певец ХХ века родился 4 августа 1901 года и, следовательно, когда 6 июля 1971 он мирно умер во сне, ему было 69 лет и 11 месяцев. Значит, летом 2021 исполнится 120 лет со дня его рождения и 50 лет со дня ухода из жизни.
Последние десятилетия своей жизни Луи Армстронг прожил в небольшом доме в квартале Корона, расположенном в нью-йоркском районе Куинс. В 2003 г. там открылся Дом-музей Луи Армстронга (Louis Armstrong Home Museum), который одновременно имеет статус памятника истории города Нью-Йорк и национального памятника истории.
Люсиль Уилсон-Армстронг (1914-1983), четвёртая и последняя жена Луи, по завещанию оставила всё движимое и недвижимое имущество частному Образовательному фонду им. Луи Армстронга, который вскоре передал дом и участок Департаменту культуры города Нью-Йорка, а всё, что находилось в их с Армстронгом доме — прежде всего архивы Луи — Куинс-Колледжу, где архивы хранятся и сейчас. Благодаря финансированию Образовательного фонда им. Луи Армстронга все эти архивы доступны для исследователей со всего мира совершенно бесплатно, хотя и только по предварительной записи.
Дом и участок по сей день находятся в городской собственности, а управляет Домом-музеем и ведёт в нём музейную и исследовательскую деятельность в соответствии с долговременной городской лицензией городской университет Нью-Йорка — Куинс-Колледж (Queens College), крупное учебное заведение с 20 тысячами студентов, кампус которого расположен в соседнем районе Флашинг. В здании университетской Библиотеки им. Бенджамина С. Розенталя во Флашинге хранится основная часть коллекций Дома-музея: в самом Доме расположена только выставочная экспозиция, включающая в том числе прижизненную обстановку дома великого музыканта, его личные вещи и небольшую часть его огромного архива. Остальное находится в восьми километрах от Короны, в Библиотеке им. Розенталя, в расположенных там офисе и хранилищах Дома-музея. Бесчисленные дневники-скрапбуки Армстронга, сотни часов его домашних аудиозаписей, исполинская переписка, рукописи, книги и пластинки были перевезены в хранилища библиотеки в 1991 г.
Что до Дома-музея, то его сначала надо было восстановить. Дело в том, что в 1976 г. Люсиль нелегально (без согласования с городскими властями) надстроила третий этаж, а бесчисленные личные вещи мужа аккуратно складировала на чердаке. В 2002 г. началась перестройка исторического здания. Третий этаж был разобран, на место вернули старую крышу, переделанный уже после смерти Луи гараж со въездом с улицы перестроили в вестибюль для посетителей, а его «логово» — личную комнату и кабинет — восстановили ровно в том самом виде, в каком «логово» было в последние годы артиста: есть достаточно много фотографий интерьера, а вся обстановка и личные вещи хорошо сохранились на чердаке у Люсиль и затем в хранилищах Куинс-Колледжа.
Как и у любого учреждения в США, у Дома-музея есть mission statement, Заявление о миссии — документ, кратко описывающий цели и задачи организации. В этом документе Дома-музея Луи Армстронга написано, что он создан для «поддержки и пропаганды культурного, исторического и гуманитарного наследия Луи Армстронга путём сохранения его дома и участка, сбора архивных материалов, которые документируют жизнь и наследие Армстронга, и организации доступа к ним, а также создания общественных программ, в том числе выставок, концертов, лекций и кинопоказов», в ходе чего Дом-музей «стремится просвещать и вдохновлять всех возрастов, любого происхождения и местожительства».
Группа исследователей изроссийского Центра исследования джаза побывала в офисе и хранилищах коллекций Дома-музея летом 2019, когда, по странному стечению обстоятельств, Дом-музей переживал непростой момент в своей истории — так же, как и Музей американского джаза в Канзас-Сити, где мы побывали за несколько дней до того, Дом-музей проходил этап смены директора. Прежний исполнительный директор не сработался ни с коллективом, ни с советом директоров. Список его расхождений с Заявлением о миссии довольно длинный, но больше всех коллектив возмутило указание директора убрать с веранды здания на чердак ростовую фигуру Луи Армстронга, с которой любили фотографироваться посетители.
Впрочем, не исполнительный директор определяет лицо Дома-музея как именно музея, исследовательского учреждения. Во главе всей архивной и музейной деятельности Дома-музея Луи Армстронга стоит директор по исследовательской работе и коллекциям Рикки Рикарди (Ricky Riccardi).
Рикки Рикарди изучал историю джаза и методику исследования джаза в Университете Ратгерса (Ньюарк, Нью-Джерси) — том самом, где работает прославленный Институт джазовых исследований (Institute for Jazz Studies). Собственно, в Институте он и стажировался. В Доме-музей Луи Армстронга он пришёл работать в 2009 году, когда ему было 29. Сейчас Рикки 40, он написал и выпустил две книги о Луи Армстронге: в 2011 — «Какой удивительный мир. Магия поздних лет творчества Луи Армстронга», и в 2020 — «Сердце, полное ритма: Луи Армстронг в эпоху биг-бэндов», работает над третьей. Как нетрудно догадаться, она будет посвящена раннему этапу жизни Армстронга — до 1930-х. Он огромный знаток жизни и творчества Сатчмо, но главное — не менее огромный его фанат и пропагандист.
Фонды архивов Луи Армстронга втиснуты в довольно небольшое пространство, для ориентации в котором сотрудники вывесили на углах стеллажей карту расположения разделов.
Помните мундштук Луи Армстронга, подаренный Музею американского джаза в Нью-Орлеане? Ну так дома у него был ещё один мундштук.
Да что там: на самом деле далеко не один мундштук!
И даже не одна труба!
Одну из этих труб, из 1930-х, нам даже дали подержать — но только в перчатках, чтобы не оставить на металле отпечатков рук: если такие отпечатки сразу же не стереть, они начинают воздействовать на верхний слой покрытия инструмента.
В офисе архива есть специальная фотозона для таких случаев. Мы не преминули воспользоваться, конечно.
В 2021 году планировалось, что фонды и архивы переедут из библиотеки Куинс-колледжа в новый Культурный центр им. Луи Армстронга, который должен открыться буквально напротив Дома-музея, в том же квартале Корона. Но пандемия спутала все карты. В новом здании ещё вовсю идут строительные работы, и Рикки Рикарди осторожно обещает, что Центр Луи Армстронга откроется через год, в 2022-м. Пожелаем беззаветным энтузиастам джазовой истории большого успеха — и как можно менее трудного переезда и перевозки уникальных коллекций на новое место!
Ранее на нашем канале:
- Джаз на его родине. Старые и новые адреса джаза в Нью-Орлеане
Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!