Вантовый мост Санкт-Петербурга - один из самых длинных мостов в России и единственный неразводной мост через Большую Неву в Северной столице. Мост является частью кольцевой автодороги (КАД) вокруг Петербурга. Огромную роль в его композиции играет архитектурная составляющая, то есть внешний вид моста. С учетом подсветки, пилоны и ванты находятся в гармонии с общим ландшафтом южной части города с современным промышленным пейзажем.
Главной особенностью моста является то, что он подвесной. При выборе конструкции сооружения рассматривалось более 10 вариантов проектов. По условиям судоходства, на Неве в этом месте не должно было быть опор, поэтому было принято решение построить навесную конструкцию переправы. Строить в Санкт-Петербурге именно вантовый мост решили не сразу, однако, по расчетам, такой мост значительно удешевлял затраты на строительство и дальнейшую эксплуатацию. В его проектировании принимали участие 16 проектных организаций, в том числе датские и финские компании.
Это самый высокий мост в городе, его высота над Невой составляет 30 метров. Высота пилонов, установленных на берегах Невы, - 126 метров. Каждый из них имеет 14 пар вант (тросов), поддерживающих проезжую часть. Мост является третьим по высоте сооружением в городе и позволяет судам беспрепятственно двигаться по реке. Протяженность моста, включая съезды на автомагистраль, составляет почти три километра, а длина самого моста - около тысячи метров, судоходный пролет - 382 м.
Движение по нему осуществляется круглосуточно по восьми полосам. Мост состоит из верховой части, по которой идет движение автотранспорта на восток Санкт-Петербурга и низовой, предназначенной для автотранспорта, направляющегося в западную часть города. Фактически это два моста, по которым транспорт движется в противоположные стороны. Подобных переправ в России еще не было.
При выборе названия для моста впервые в истории города на Неве было проведено голосование среди жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кроме существующего названия, предлагались следующие имена: "Мост Ольги Берггольц", "Ижорский", "Невский", "Ленинградский" и др. Большинством голосов переправу назвали по близлежащему Обухову, историческому району, в свою очередь, получившему наименование от Обуховского завода. Одним из основателей завода был горный инженер и металлург Павел Матвеевич Обухов. По разработанной им технологии были отлиты первые стальные пушки в России. Но поскольку в Санкт-Петербурге мост с таким названием уже существует на Фонтанке, к новому мосту пришлось добавить уточнение "Большой".
Конструкция с вантами была техническим новшеством не только для Санкт-Петербурга, но и для всей России. Благодаря этой особенности жители города дали мосту неофициальное название Вантовый. Сегодня оно используется почти так же часто, как и официальное.
Завершить строительство планировалось к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга в 2003 г. Установленные сроки сооружения мостового перехода диктовали целый ряд его конструктивных особенностей, в том числе выбор металла в качестве материала для производства пилонов. Металлические пилоны даже в практике мирового мостостроения применяются достаточно редко. Специально для их сооружения были приобретены краны Potain и Libher.
Величина центрального пролета в 382 м также была продиктована директивными сроками строительства мостового перехода, поскольку при увеличении пролета до 500 м увеличивались бы и сроки его строительства. Из-за сжатых сроков реализации проекта работы были разделены на очереди строительства.
В силу того, что по КАД движение должно осуществляться по восьми полосам, было принято решение о строительстве двух мостов под четыре полосы движения каждый. С точки зрения аэродинамики возведение двух мостов в непосредственной близости друг от друга - задача достаточно неординарная. В мире немного примеров подобных решений.
При возведении моста трудностей было немало. Один момент соединения чего стоил! Этот процесс строители назвали "отдельной эпопеей". Непосредственно перед сваркой обе части переправы пришлось снова выравнивать и вытягивать вантами. Из-за ветра пролеты буквально ходуном ходили. Когда мост, наконец, соединили, здесь же был устроен настоящий праздник с салютом.
Так как мост должен был войти в состав Кольцевой автодороги, то именно его место расположения проектировщики КАД определяли в первую очередь, а потом уже "подводили" автомагистраль. При выборе места для моста учитывалось множество факторов. Особое внимание было уделено так называемой розе ветров. Чтобы понять, как именно нужно расположить мост, чтобы он был устойчив к воздействию воздушных потоков, проектировщики собрали макет сооружения и долго его "продували". Испытания проводились с помощью специальных аэродинамических установок, которые позволили смоделировать реальные погодные условия. Наблюдение за поведением моста в зависимости от капризной петербургской погоды ведутся по сей день.
До появления первого неразводного моста через Неву ближайший Володарский мост носил прозвище «мост последней надежды». Поскольку его разводили последним, то у горожан оставался шанс перебраться на другой берег. Большой Обуховский мост снял эту проблему, теперь даже ночью можно пересечь Неву, правда, жителям северных районов придется сделать для этого немалый крюк.
Большой Обуховский мост занесен в книгу рекордов Гиннесса за самый длинный центральный пролет, поддерживаемый одним пилоном, как сооружение с уникальным оформлением русловой части и мост с высотными вантовыми опорами. Эта переправа входит в число 40 наиболее крупных вантовых мостов в мире по длине пролета над водой и в сотню самых крупных вантовых мостов мира по общим габаритам конструкции.
Торжественное открытие первой очереди состоялось в декабре 2004 г. В церемонии принял участие Президент РФ Владимир Путин. Открытие второй очереди моста-"близнеца" прошло в октябре 2007 г. Фактически это второй мост, идентичный первому. В январе 2008 г. было открыто двустороннее движение автотранспорта в четыре полосы в каждую сторону.
После открытия Большой Обуховский мост несколько лет оставался самым длинным в стране. Лишь в 2012 году на Дальнем Востоке его превзошел мост Русский, соединивший большую землю с одноименным островом. Основной пролет этой переправы оказался в три раза длиннее, чем у Большого Обуховского.
В 2003 году на строительной площадке был открыт "Музей вантового моста" - единственный в Санкт-Петербурге музей одного строительного объекта. Когда возведение моста было завершено, музей переместили в Красное Село на территорию Санкт-Петербургского филиала ОАО "Мостоотряд № 19", осуществлявшего строительство.
Помимо технических достоинств, Вантовый мост это еще и сооружение удивительной красоты. Несмотря на впечатляющие размеры, его конструкция кажется легкой и изящной, словно парящей в воздухе. Ночью переправа подсвечивается и выглядит завораживающе красиво. Проектировщики не случайно выбрали именно такую технологию. По их замыслу, мост должен был стать не только надежной переправой, но и изысканным украшением города на Неве. Главные "гаранты" надежности Большого Обуховского моста - его ванты одновременно придают переправе неповторимое очарование. Сооружение никого не может оставить равнодушным.
Вантовый мост Санкт-Петербурга является составной частью Кольцевой автодороги и представляет собой современное сооружение, ставшее одной из достопримечательностей Северной столицы. К сожалению, прогуляться по Большому Обуховскому мосту не получится, он предназначен только для транспорта. Полюбоваться на грандиозное сооружение можно с воды или берегов. Удобнее всего наслаждаться видами с правого берега Невы, где разбит небольшой сад.
Официальный сайт:
http://mostotrest.ru/activity/objects/168/