Примерное время прочтения - 5 минут
Если хочется узнать о примерном пути бортпроводника от его кровати до посадки и заселения в отель, то смело читай!
Часов за 5 до рейса нужно встать собраться, записать информацию о рейсе: тип борта, количество пассажиров, имена пилотов и коллег по кабине, время посадки/взлёта, виды сервиса, особые объявления и т.д. Если рейс не разворотный и ты остаёшься в другой стране на денёк, например, то заранее неплохо бы проверить погодку и места которые ты хотел(а) бы посетить. Соответственно собрать свои 2 чемоданчика: 1 для работы на борту и 1 для своих личных развлечений)
Далее за 3 часа до вылета мы оказываемся в специальном здании близ аэропорта, где проходит брифинг. Так-с, брифинг – это когда перед каждым рейсом собирается команда тех, кто летит; иногда заходят пилоты, иногда нет. Супервайзер этого рейса даёт нам позиции на которых мы будем работать, мы знакомимся (имя, страна, сколько летаешь), разбираем детали и особенности рейса, нам задают по вопросу из пунктов безопасности и первой помощи, ответить нужно хотя бы на втором кругу, иначе есть вероятность слететь с рейса и получить что-то вроде выговора. Также можем разобрать сервис, старшие по бизнесу и эконому дают свои «назидания». Ах да, еще у нас у всех проверяют паспорта и наш груминг (внешний вид). Ох, про правила внешнего вида снова будет отдельная статейка!!!
После едем своим составом на мини-бусе на борт и там начинаем проверку своих зон ответственности по безопасности, а также если требуется, раскладываем наушники, дорожные наборы, в общем всё, что нужно для сервиса. В это время пилоты тоже быстро с нами знакомятся, дают краткую информацию по рейсу, особенно важно, ожидается ли турбулентность и, что они обязательно постараются сократить рейс и долететь быстрее примерно на 1 минуту))) Кстати, состав бортпроводников может быть как 4 человека, так и 25. Ну 25 это максимум на борту эирбаса 380, так как там только пассажиров может быть 516. Поэтому и нас должно на всех хватить, даже пилота там целых 4, ну это если летим далеко)
Не отвлекаемся, в это время работа на «кухне», которую мы называем galley, просто кипит!!! Тот, кто поставлен на эту позицию, должен всё проверить на функционирование и наличие. Это очень важно, конечно, смекалка всегда поможет, если что не так, однако когда чего-то важного не хватает в небе, доставочки не жди) Там миллион всего: печи, холодильник, кофейники, контейнеры для льда, все карты, компактор для мусора, чайники т.п. Ещё нужно принять еду, сверить с меню, расчитать её равномерно на пассажиров, распределить особое питание по нужным картам, сделать карт топы(то, как всё стоит наверху телеги в салоне), открыть бары, разложить всё по нужным местам и быть готовым к сервису после взлёта в течении 10-15 минут. А сервисов может быть от 1 до 5.
Затем мы встречаем пассажиров, помогаем разместить багаж, найти свои места, предоставить младенцам или особым пассажирам необходимое для полёта. Дальше вы уже знаете, мы вместе с вами смотрим видео с инструкциями или демонстрируем сами, пока некоторые из вас снимают нас на видео или посмеиваются. О, я помню, как мне было неловко делать это в первый раз. Проверяем готовность к взлёту: ваши ремни безопасности, положение кресел, окна, детей, оборудование, армируем двери(переводим их в положение готовности в случае ЧП), сами садимся на свои неудобные кресла, передаём готовность по интерфону и полетели.
После взлёта в нашей внешности происходит пару изменений: смена обуви на более удобную, и рабочий «фартук». Затем вы нас видите раздающими еду и напитки, собирающих это и патрулирующих кабину. После, мы обычно убираем кухню, что-то готовим к следующему сервису, немного сидим отдыхаем и тоже перекусываем. Если рейс более 9 часов(обычно) у нас есть отдых, когда мы можем поспать. Да да, у нас есть кроватки)) Ну я прикреплю фото из реальности, какое уж есть) Половина команды идёт отдыхать, скажем на рейсе Доха-Сидней(14ч.) на 4 часа, остальные остаются в кабине и идут после тех.
Crew-bank – это, конечно, не самое удобное место, особенно с моим ростом в 1,81 см, да и мои друзья часто не могли там уснуть. Но я, если устала, всем пока, отрубаюсь как миленькая. Там можно переодеться в пижамку(желательно тёплую, т.к. чаще всего прохладно), пристегнуться ремнём на случай турбулентности, захватить с собой водички, поставить будильник и не забыть забежать в туалет(иначе будешь всех бесить расхаживая туда-сюда). Наши эти самые кроватки находятся там, где вам не видно и на двери есть особый код. Поэтому извините, вход только для сотрудников, так сказать)
В процессе, мы стараемся чтобы вам было комфортно: принести воды или кофе, заменить неработающие наушники, помочь с выбором языка на экране, раздобыть второй плед, таблетку от головы или помочь успокоить кричащего малыша. Конечно, кто-то делает даже сверх работы, а кто-то делает вид, что не замечает ваших неудобств. Но обучают нас одинаково)
За 50 минут мы слышим особое объявление и начинаем готовиться к посадке, ставим всё по местам, закругляемся с сервисом, снова сменяем некоторые части униформы, следим, чтобы салон был готов к посадке и, конечно же, радуемся, что работа почти сделана, и можно присесть) Хотя во время посадки наша задача, думать не о круассане с видом на Эйфелеву башню, а возможных критических ситуациях и алгоритме действий. После посадки, мы переводим двери в обратное положение и прощаемся с вами. После вашего ухода мы проверяем не оставили ли вы чего на борту и в 50% случаев собираем наушники и пледы. Это одна из нелюбимых частей работы. Если бы вы видели, какой иногда творится бардак после ухода пассажиров!!! Остальную работу мгновенно делают специальная команда по уборке борта. А мы счастливые бежим в автобус, благодарим капитана за успешную посадку, проходим проверку в аэропорту, чаще всего вне очереди, и едем в свой отель, который оплачен и забронирован естественно компанией. По дороге обсуждаем, что было и кто/куда собирается идти, в надежде найти хорошего попутчика своим приключениям или же всем отказать и пуститься в одиночку)
P.S. если это разворотный рейс, то мы никуда из самолёта не выходим, а после вас спустя часок, приходят новые пассажиры и мы уже летим обратно, проделывая тоже самое. Такие рейсы в одну сторону, в нормальной ситуации, не превышают 5 часов(т.е. в обе стороны примерно 10ч). Хотя даже рейс в 55 минут, порой забирает весь твой день.