Найти тему

Рабочая программа воспитания с 1 года - 3 лет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«области»

ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

на заседании Приказом №________

педагогического совета от «_____»_________2021 г.

протокол №_________ заведующий МДОУ д/с №

от «_____»_________2021 г. ____________

Рабочая программа воспитания

для детей 1 – 3 лет

на 2021 - 2022 гг.

Рабочая программа воспитания разработана в соответствии с действующим законодательством в сфере образования.

Составители:

воспитатели МДОУ д/с №

М.И. Иванова

М.И. Петрова

г. …………, 2021

№ п/п

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Основные разделы программы

4

2.1

Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса

2.2

Раздел 2. Цель и задачи воспитания

2.3

Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности

Раздел 3.1. Модуль «Образовательное предложение для группы детей»

Раздел 3.2. Модуль «Режимные моменты»

Раздел 3.3. Модуль «Ключевые дела»

Раздел 3.4. Модуль «Кружки, секции, клубы, студии»

Раздел 3.5. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»

Раздел 3.6. Модуль «Взаимодействие взрослых и детей»

Раздел 3.7. Модуль «Взаимодействие с семьей»

Раздел 3.8. Модуль «Организация предметно-пространственной среды»

2.4

Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

3.

Календарный план воспитательной работы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа является обязательной частью основной образовательной программы дошкольного образования.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами (далее – Программа:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ;

- «Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (принят Госдумой 22.07.2020 г., одобрен Советом Федерации 24.07.2020 г.);

- «Примерная программа воспитания» (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) Решения федерального учебно-методического объединения по общему образованию;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся";

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.03.2021 № 10 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16";

- Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО);

- «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.;

- Устав ДОУ;

- Конвенция о правах ребёнка(1989г.).

Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности воспитанников, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися основной образовательной программы дошкольного образования.

Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя:

- описание особенностей воспитательного процесса;

- цель и задачи воспитания воспитанников на уровне дошкольного образования;

- виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, воспитанников и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;

- основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Рабочая программа воспитания реализуется совместно с семьей и другими институтами воспитания.

Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение воспитанников к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Рабочая программа воспитания является открытым документом, что предполагает возможность внесения в нее изменений по причинам, связанным с изменениями во внешней или внутренней среды дошкольной образовательной организации.

Участники образовательных отношений выступают как субъекты, т.е. активные равноправные участники. Язык, на котором ведется обучение-русский язык.

2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

Раздел 1.

Особенности организуемого воспитательного процесса

Специфика деятельности ДОУ в сфере воспитания

Специфике расположения ДОУ.

Детский сад находится в … микрорайоне, в центре старой части города, на улице…….. До 19.. года ДОУ было в ведомстве …………………. В мае 19… года - завод передал детский сад в ведомство Управления образования г. ……….. Сад был построен рядом с трамвайными линиями, идущими на заводы и близко с семейными общежитиями, принадлежащими заводу ….

- другая дополнительная информация.

Особенности социального окружения ДОУ.

В 7 микрорайоне расположено - 3 детских сада (№ ., № , № .), и одна средняя школа № и городская детская поликлиника № .

Социокультурное окружение ДОУ

Детский сад расположен по адресу: На улице имени расположен памятник Герою Советского Союза ……………………., перед зданием средней детского сада № .

Перед зданием средней детского сада № города …… открыт памятник .

В окружении детского сада располагаются социальные институты:

- Городская детская поликлиника №..;

- Центральная городская детская библиотека;

- Выставочный зал имени ………;

- Детский сады: № , № .., № …

- Средние детского сада: № … и № …, художественная школа.

- Дворец Культуры…………….;

- Парк …………..;

- Храм ………...;

- редакция газеты «……………..»;

- Молодежно - досуговый клуб «Волна»;

- Детская игровая площадка в парке по улице Советской 57-59;

- Совет ветеранов ;

-Драматический театр;

- Детская школа искусств ;

- другая дополнительная информация.

Источник положительного влияния на воспитанников.

На территории по проспекту установлены энергосберегающие светодиодные опоры освещения и велопарковки. Обновлены пешеходные дорожки. Установлены удобные и оригинальные лавочки. Благоустроенная пешеходная дорожка - улица мастеров. Имеется площадка для уличных музыкантов, зона спокойного отдыха с модульными скамейками, деревянными арками, современными навесами и разнообразной модульной мебелью по площади всей прогулочной зоны. Также проект благоустройства предусматривает установку на всех территориях сетей WI-FI, видеонаблюдения, интегрированного в систему «Безопасный город».

На территории средней школы имеется открытый большой спортивный стадион с покрытием, с спортивными снарядами, футбольным полем, где можно заниматься спортом детям и взрослым.

Парк, где можно не только отдохнуть, но и заняться спортом, проявить своё творчество.

- другая дополнительная информация.

Источник отрицательного влияния на воспитанников.

Значимые партнеры ДОУ по вопросам воспитания.

Средние школы: №и №, с которыми у детского сада давние партнерские взаимоотношения. Это открытые уроки, праздники, экскурсии, акции и мастер – классы.

- Детская школа искусств расположена во Дворце Культуры…... Сейчас в школе постоянно функционируют пять ансамблей хореографии, цирковая труппа, два коллектива музыкального театра, ансамбль скрипачей, вокальные ансамбли и солисты, две художественные мастерские. Эти коллективы работают в различных жанрах и стилях, что определяется индивидуальностью их руководителей.

- Центральная городская детская библиотека, с которой сотрудничает детский сад. Сюда дошкольники ходят на экскурсии и праздники.

- Совет ветеранов приходит на праздники в детский сад, проводит военно-патриотические беседы с дошкольниками, присутствуют на праздниках.

- другая дополнительная информация.

Особенности контингента воспитанников.

Детский сад распахнул свои двери детям - . 19… года Основное население - жители и дети…………...40 % родители руководители и менеджеры ИП. 80 % имеют высшее образование. В основном семьи полные, …. семей - многодетные. Многие воспитанники детского сада приводят своих детей в родной детский сад.

- другая дополнительная информация.

Оригинальные воспитательные находки ДОУ.

Детский сад реализует дополнительные программы ………………………………………………………………………………………………………………………..чтобы дошкольники могли легко адаптироваться и учится в школе.

Дополнительные программы:.«Нетрадиционная техника рисования», ……………….

«Оригами», …… способствуют развитию творчества детей с малых лет.

Дополнительные программапо чтению , особенно востребована в детском саду, так как она способствуют раннему обучению чтению и счёту.

В старшей группе детского сада реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности «Основы финансовой грамотности дошкольников. Обучение основам финансовой грамотности в детском саду является актуальным, так как создает условия для развития личности ребенка. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет дошкольникам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

- другая дополнительная информация.

Процесс воспитания в дошкольной образовательной организации МДОУ д/с № основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и воспитанника, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасностивоспитанникапри нахождении в ДОУ;

- ориентир на создание в ДОУ психологически комфортной среды для каждоговоспитанникаи взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие воспитанников и педагогических работников;

- реализация процесса воспитания через доверительное отношение взрослых и детей друг к другу, окрашенное позитивными эмоциями;

- отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;

- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания;

- другая дополнительная информация.

Основными традициями воспитания в дошкольной образовательной организации ДОУ № 60 являются следующие:

- стержнем годового цикла воспитательной работы являются ключевые дела ДОУ № 60 (праздники, акции, проекты и др.), через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;

- педагогические работники ориентированы на формирование детских коллективов в рамках групп, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции;

- воспитательный процесс организуется в интересах воспитанников при тесном взаимодействии ДОУ и семьи;

- для повышения эффективности воспитания привлекаются ресурсы социума - других образовательных организаций, учреждений культуры, здравоохранения и пр.);

- другая дополнительная информация.

Раздел 2.

Цель и задачи воспитания

Современный национальный воспитательный идеалэто высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Главным является выстраивание системной работы с дошкольниками, которая способствовала бы их всестороннему развитию и самореализации, повышала их мотивацию к получению знаний.

Базовые ценности нашего общества - семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек).

Цель воспитания в дошкольной образовательной организации исходит из воспитательного идеала, а также основывается на базовых для нашего общества ценностях.

Цель воспитания в ДОУ:

- усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей (т.е., в усвоении ими социально значимых знаний);

- в развитии позитивных отношений воспитанников к базовым ценностям этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);

- в приобретении обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел) с учетом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Приоритеты в воспитании детей дошкольного возраста

Целевой приоритет: создание благоприятных условий для усвоения детьми дошкольного возраста социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Наиболее важные нормы и традиции на уровне дошкольного образования:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для воспитанника домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

- проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание детьми дошкольного возраста данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение длявоспитанникаэтого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

Выделение в общей цели воспитания детей дошкольного возраста целевых приоритетов, связанных с их возрастными особенностями, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания.

Задачи воспитания:

- задействовать воспитательный потенциал образовательных предложений;

- использовать воспитательные возможности ключевых дел;

- использовать воспитательные возможности режимных моментов;

- реализовывать потенциал педагогических работников в воспитании детей;

- использовать возможности детских объединений для достижения воспитательных результатов;

- организовывать для детей дошкольного возраста экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

- осуществлять воспитание в процессе взаимодействия детей и взрослых;

- осуществлять взаимодействие с семьей для повышения эффективности воспитания;

- развивать предметно-пространственную среду организации и использовать ее воспитательные возможности.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь воспитанников и педагогических работников.

Для достижения целей программы (обязательная часть) первостепенное значение имеют:

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- уважительное отношение к результатам детского творчества;

- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

Задачи (формируемая часть):

Нравственное развитие дошкольника осуществляется в неразрывной связи с эстетическими и познавательными задачами:

создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг;

осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование)

Развитие творчества и эстетическое развитие дошкольников осуществляется посредством выполнения следующих задач:

постижение художественного образа произведений изобразительного искусства путем последовательного изучения произведения, мастера, эпохи;

открытие в художественном образе произведения искусства духовного мира его творца;

построение целостной картины отечественной художественной культуры, ее стилевой, тематической и духовно-нравственной уникальности;

развитие в процессе художественной деятельности способности к сочувствию, пониманию, сопереживанию;

формирование в клубной общности доброжелательного психологического климата, психологической безопасности путем снятия статусных и возрастных различий детей и взрослых, создания безоценочных взаимоотношений;

воспитание навыков и любви к совместной деятельности детей и родителей.

Развитие мыслительных способностей, познавательных интересов, целенаправленности и устойчивости внимания осуществляется посредством последовательного выполнения игровых действий, основанных на анализе, сравнении и обобщении.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Принципы (обязательная часть):

- принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;

- принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;

- решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;

- принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;

принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

Основными принципами, на которых строится организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, являются (формируемая часть):

Принцип создания духовно-нравственной образовательной среды.
Создание такой среды обеспечивает воспитание бережного и созидательного отношения к культурному наследию своей Родины, поселка, заботливого отношения к своему детскому саду, старшим и младшим, чувства сопереживания и поддержки друг друга.

Принцип социального партнерства, сотрудничества и созидательного творчества.

Реализуя этот принцип, с одной стороны, использует воспитательные и образовательные ресурсы социума для воспитания и обучения подрастающего поколения, а с другой стороны – способствует культурному, образовательному и нравственному обогащению своих партнеров. При этом важно включить всех участников педагогического процесса и партнеров ДОУ в процесс совместного творческого поиска средств улучшения окружающей жизни, жизни поселка и самих себя.

Принцип многообразия и вариативности.

Обусловлен существенной зависимостью деятельности сельского ДОУ от конкретных условий, которые определяют в значительной мере построение педагогического процесса. Он означает определение ДОУ, коллективом, ребенком, педагогом своего собственного образовательного пути, маршрута развития и совершенствования.

Принцип мотивационного обеспечения и стимулирования.
Это означает, что, с одной стороны, необходимо учитывать мотивы, ценностные ориентации каждого участника педагогического процесса, субъекта деятельности, а с другой – создать систему средств, обеспечивающих развитие мотивационной сферы детей, а также педагогов и родителей в соответствии с их возможностями и условиями реальной действительности.

Принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;

Принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входяще­го в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

(региональный компонент)

Цели и задачи:

Целью части рабочей программы, формируемой участниками образовательных отношений в реализации регионального компонента, разработанной на основе программы развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении МДОУ д/с № города Волжского Волгоградской области, является приобщение детей к общим и этнокультурным ценностям.

Цель: Формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.

Задачи:

-формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины;

-формировать представления о достопримечательностях родного края, исторических корнях района, символике;

-расширять представления о природных богатствах Волгоградской области: растительном и животном мире; полезных ископаемых;

-вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям;

-сформировать ценностные отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;

-вызвать потребность и желание как можно больше узнать о своей малой Родине;

-развивать у дошкольников навыки познавательно - исследовательской, творческой деятельности.

-воспитывать гражданина и патриота своей страны.

Принципы к реализации регионального компонента.

При ознакомлении детей с родным краем были положены следующие принципы:

- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на осмысление детьми процесса познания прошлого и настоящего своей малой Родины научно-обоснованными и апробированными методиками.

- Принцип активности и сознательности - участие педагога и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по решению задач социально-коммуникативного развития дошкольников.

- Принцип комплексности и интегративности - решение социальных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

- Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития детей.

- Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на сопричастность к событиям города, края, получение необходимых знаний и поддержки в получении информации, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей по образовательным областям.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми выполняется по образовательным областям (модулям):

- Социально-коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно-эстетическое развитие;

- Физическое развитие.

Ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Значимые характеристики воспитанников второй (первой) младшей группы

В возрасте (1-3 лет) 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны

установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Продолжение программы будет дополнено в ближайшее время
Дорогой читатель, ставьте лайки, пишите комментарии и подписываетесь на этот канал. Нам будет приятно вам ответить.