Найти в Дзене
Вместо школы

Выбираем альтернативную форму обучения (часть экономическая)

История ухода с очной формы обучения.

Причины ухода с очной формы обучения.

Ни для кого не секрет, что образование детей дорого обходится их родителям, поэтому при переходе на альтернативную форму обучения необходимо трезво оценить свои финансовые возможности, а, уже исходя из них, выбирать, как и где будет учиться ребенок.

Image by <a href="https://pixabay.com/users/image4you-2459255/?utm_source=link-attribution&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=image&amp;utm_content=1353420">Harry Strauss</a> from <a href="https://pixabay.com/?utm_source=link-attribution&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=image&amp;utm_content=1353420">Pixabay</a>
Image by <a href="https://pixabay.com/users/image4you-2459255/?utm_source=link-attribution&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=image&amp;utm_content=1353420">Harry Strauss</a> from <a href="https://pixabay.com/?utm_source=link-attribution&amp;utm_medium=referral&amp;utm_campaign=image&amp;utm_content=1353420">Pixabay</a>

На стоимость обучения сильно влияют следующие особенности уклада жизни конкретной семьи:

  • наличие взрослого, который может большую часть дня присматривать за ребенком,
  • наличие у близких родственников ребенка достаточных знаний по школьным предметам и желания передавать эти знания нерадивому отпрыску,
  • количество детей в семье,
  • возраст ребенка, форма обучения для которого выбирается, а также остальных детей в семье.

Возможность кого-то из взрослых членов семьи целый день присутствовать дома определяет разницу в стоимости (или по крайней мере её основную часть) между очными и заочными формами обучения, так как при очной форме обучения ребенок уходит из дома утром и в зависимости от наличия продленки возвращается домой или к обеду, или к ужину, а при заочной ребенок все время дома.

Таким образом, при очной форме обучения ребенка даже при отсутствии продленки и желающих бесплатно "посидеть" с ним во второй половине дня придется оплачивать няне только несколько часов до прихода родителей, а при заочной - полный рабочий день, а то и больше.

Естественно, данный пункт касается только начальной школы. Более старшие дети вполне способны самостоятельно оставаться дома хоть на пол дня, хоть на целый день.

Знания и умения близких родственников в разнообразных академических областях, а также их желание заниматься с детьми могут существенно сэкономить семейный бюджет как при очной, так и при заочной форме образования, но при заочной в большей степени, так как какие-никакие знания по основным предметам в школе ребенку скорее всего дадут. Тем не менее рассчитывать на то, что очная форма обучения избавит родителей от объяснения школьного материала ребенку не стоит. Современная школа считает обучение детей долгом родителей, поэтому обязательно оставляет часть материала для разбора дома с папой и мамой. И если папа и мама сами школьный материал плохо освоили или у них нет времени и желания работать во вторую смену школьным учителем, то рано или поздно придется обратиться к помощи специалистов, услуги которых стоят очень очень недешево.

На заочном образовании работать школьным учителем родителям придется уже на полную ставку и нанимать специалистов по предметам, знания по которым не позволяют занять почетную должность учителя-предметника.

С начальной школой в данном случае все намного проще чем со старшеклассниками. Программу начальной школы в состоянии объяснить практически каждый взрослый человек, а вот родителей, которые могут преподавать программу всех школьных предметов в старших классах не так-то и много.

Количество детей в семье также влияет на выгодность каждого из вариантов обучения. Чем больше детей в семье, тем больше, с одной стороны, больше затраты на обеспечение образовательной составляющей обучения, а, с другой стороны, тем меньше стоимость образовательных и логистических услуг в пересчете на человека. Материальные и физические затраты на обучение каждого ребенка в семье с несколькими детьми сильно зависят от совпадения интересов у детей и их разницы в возрасте. Например, в семье с что с одним ребенком, что с двумя близкими по возрасту детьми репетитор по английскому языку будет стоить 2000 рублей в час, то есть стоимость часа занятий в пересчете на одного ребенка будет отличаться в два раза. В то же время если один ребенок учит немецкий язык, а второй китайский, каждому из них придется нанять репетитора отдельно, что не даст никакой выгоды от обучения двух детей.

При маленькой разнице в возрасте между детьми организация любого обучения детей одному и тому же навыку становится удобней и дешевле, так как они могут ходить в одну группу при групповых занятиях, экономя и время и деньги (семейные абонементы в большинстве случаев дешевле), и заниматься вместе на индивидуальных.

Исходя из перечисленных выше соображений о стоимости обучения детей при разных семейных обстоятельствах, можно сделать выводы о том, что для получения максимальной выгоды от заочной формы обучения необходимо соблюдение следующих условий:

  • мама (или другой близкий родственник ребенка) не работает (например, в отпуске по уходу за ребенком),
  • близкие родственники ребенка хорошо образованы и горят желанием передать эти знания следующим поколениям,
  • в семье несколько детей,
  • разница в возрасте между детьми минимальна,
  • интересы детей совпадают.

Естественно, что материальные потери или выгода от смены формы образования для каждой семьи индивидуальны. Рассчитать их можно по следующей формуле:

Потери в зарплате родственника, присматривающего за ребенком

- затраты на доставку до кружков и секций при очном обучении

+ затраты на репетиторов, кружки и секции при заочной форме обучения

- затраты на репетиторов, кружки и секции при очной форме обучения

- сборы на нужды школы, класса

- оплата очной школы (если школы была платная)

= потери от перехода на заочное обучение (если эта величина с плюсом, то при переходе на заочное обучение будут материальные потери, а если с минусом, то, наоборот, выгода).

В нашем случае оплата очной школы обходилась в 35000 в месяц за основной образовательный курс + дополнительные занятия с логопедом еще 10000 в месяц.

При переходе на заочное обучение оплата школы обходится в 2700 в год (только взнос на оформление документов), а к логопеду удалось быстро попасть бесплатно, так как у нас появилась большая свобода в выборе времени занятий (когда другие в школах и детсадах) + дополнительные занятия по каллиграфии (з раза в неделю по часу индивидуальные) 12000 в месяц + 3000 за творческую студию (заменяет рисование и технологию). Остальные занятия по школьной программе либо бесплатно (русский язык и музыка, а также шашки в рамках заочного обучения на онлайн-платформе, занятия спортом в спортивно-оздоровительной группе при спортшколе), либо силами родителей (математика, литературное чтение, английский язык). Онлайн-платформа позволяет посещать и эти занятия в виде zoom-конференций, но нам не хочется, чтобы ребенок слишком много времени проводил за компьютером.

Итого: при переходе из частной школы на заочную форму обучения мы сэкономили 22300. Если бы мы переходили из обычной бесплатной школы, то скорее всего мы бы получили нулевую материальную выгоду, так как вместо оплаты обучения в школе мы должны бы были покупать краски, кисточки и т.д. на технологию, письменные принадлежности для письма (рабочие тетради, разные материалы и т.д.), сдавать деньги на нужды класса, подарки учителям. В тех студиях, где сейчас занимается ребенок все эти материалы уже включены стоимость и мы видим только картины и поделки на выходе или красивый почерк ребенка как результат занятий (еще и грамотность бонусом).

Также мы смогли перевести ребенка в утренние группы по другим дополнительным занятиям, что в нашем случае не сказалось на оплате занятий, но сказалось на их качестве, так как при формальной наполняемости групп от 3 до 15 человек в утренних группах 3-5 человек, а в вечерних 15, что, естественно, сказывается на результате.

Через пару месяцев от занятий с логопедом и вовсе стало возможным отказаться, так как проблема была решена. Когда ребенок занимался с логопедом в школе, то после посещения школы и выполнения домашнего задания по всем предметам на домашнюю работу, заданную логопедом, времени и желания ни у него, ни у родителей просто не оставалось, а после перехода на заочное домашнюю работу бесплатного логопеда выполняли каждый день и качественно, что позволило устранить логопедическую проблему насовсем и быстро.

Потери заработка от перехода на заочную форму обучения нас также не коснулись, так как мама и до этого уже несколько лет работала из дома.

А какая форма обучения более затратна для Вас?

Выбор альтернативной формы обучения (оценка занятости ребенка).

Продолжение цикла статей о выборе формы обучения на канале.