Здесь не осталось ни школы, в которую уже некому ходить, ни нормальной работы, которую приходится искать за тридевять земель. Кипучая жизнь столиц, да что там — житье-бытье недалекого областного центра кажется хроникой из жизни других планет.
Главный центр притяжения в таких позабытых богом и людьми полувымерших деревнях — местный магазин, в котором можно найти и хлеб, и спички, и колбаску к празднику, и даже работу.
Магазины для сельских робинзонов
Наталья Мальцева, уроженка тюменского села Тушнолобово и ее магазины, работающие второй десяток лет — «свет в окошке» для сельских робинзонов поневоле и единственная связь деревень с Большой землей. Особенно в сезонную распутицу, когда и без того разбитые дороги тонут в грязи, и доставлять товары для сельских лавок приходится на «моторке», на безотказном УАЗе, а то и на своих двоих.
Земляки сами напоминают, какие товары им необходимы. Кому-то нужна пара сапог, другому — мыло и оцинкованное ведро, моднице-бабульке — увиденный по телевизору дезодорант, ее ровеснице — теплый платок.
И всем без исключения нужны хлеб, консервы, мясо и даже молоко. Мало кто из сельских жителей, которых опекает Наталья, держит не только корову, но даже козу. У деревенских старушек не осталось сил для того, чтобы возиться со скотиной и заготавливать корм, а у их земляков, которым еще далеко до почтенного возраста, нет желания и терпения.
Жизнь в долг
Многие из селян просто берут продукты в долг в счет ближайшей пенсии или ожидаемой зарплаты. Те, кто «шабашит» по дальним городам или трудится на Севере, погашают долги исправно.
Другие тянут до последнего, выжидают по полгода и больше. С ними Наталья и ее сотрудники держатся осторожно, хотя и не отказывают в товарах подчистую. Почти у каждого неплательщика есть малые дети, которым нужны еда, одежка, тетради и карандаши для школы. Они не должны страдать из-за безалаберных родителей!
Бывает, что такой должник скончается, и его задолженность «повисает» на продавце. То, чем занимается Наталья — мне видится не столько торговлей, сколько благотворительностью. Но отступиться ей нельзя, иначе старики из заброшенных тюменских деревень будут обречены на борьбу за выживание в глуши. И удивительно: держащийся на круговой поруке и на честном слове бизнес не прогорает!
Новые правила грозят разорением
А тем временем подоспело новое испытание, которое способно пустить ковчег Натальи Мальцевой ко дну. Это необходимость обзаводиться кассовыми аппаратами, цена которых сравнима с выручкой такого магазина за пару месяцев. Да еще и подключить эти кассы к некоему интернету, о котором большинство жителей живущих чуть не в девятнадцатом веке сел и слыхом не слышали.
Наталья боится, что ей придется расстаться с частью магазинов, и рассчитывает только на счастливую судьбу, которая берегла ее и ее подопечных много лет.
Сама она не собирается покидать деревню, где родились ее дети, а теперь растут и внуки. «Выдержим! — говорит она. — У меня дома растут такие богатыри — что же мне бояться!»
А вы считаете, друзья, что ее дело не безнадежно? Пишите что думаете в комментариях, ставьте лайки, подписывайтесь.