#ликбез #литература #статьи
Шеф-редактор нашего журнала - о том, как читать правильно, почему буквальное восприятие убивает весь кайф от чтения и что с этим делать
ПЕРЕЙТИ К ДРУГОЙ ПУБЛИКАЦИИ >>>
Читаем мозгом, часть 1
Меня часто (нет) спрашивают: Джанни, а как правильно читать книги? Этому нехитрому искусству вроде бы учат в школе, тем не менее, уже взрослыми мы понимаем: что-то ускользает, не даются иносказания и второй слой… В общем, основы если не литературоведения, то литературопонимания нужны всем и каждому.
Сразу оговорюсь: я не литературный критик, даже не учился на литературного критика, никакого отношения, кроме прогулянных в институте пар, к литературоведению не имею. Но я практик с огромным опытом. Редактор и, страшно сказать, писатель.
Заметки рассчитаны на рядового читателя, а не коллег по цеху.
Литературное произведение – это некий текст, где автор в художественной форме, через поступки героев, события и описания доносит до читателя идею. Литература – это диалог между автором и читателем, и как в любом акте общения, в этом диалоге две стороны.
Проблемы начинаются, когда мы воспринимаем написанное слишком буквально. Не различаем автора и повествователя, видим только сюжетную последовательность событий, но не задумываемся о смысле. Ключевое: не задумываемся. Чтобы вести диалог с автором сложнее Донцовой, нужно думать. Нужно анализировать текст (не обязательно на профессиональном уровне). Если мозги при чтении не включаются, текст воспринимается буквально, что может быть в корне не верно. Обратная сторона медали – т.н. «синдром поиска глубокого смысла», когда история Колобка становится зловещим предсказанием конца света, а Муха Цокотуха – блудницей вавилонской.
Итак, к буквальному восприятию. Оно доступно даже пятилетнему ребенку: Робинзон Крузо попадает на необитаемый остров и там приключается и выживает. Ребенок прекрасно считывает сюжет и даже понимает чувства и мотивацию героя. Потом ребенок вырастает, приходит на филфак, и вдруг на втором курсе ему дают того же «Робинзона». За что?!?
За то, что вообще-то перед нами не детская книга. Чтобы понять, о чем на самом деле писал Дефо, нужно представлять эпоху создания произведения, тренды того времени. И история заиграет другими красками. С одной стороны, Крузо учится работать руками и воспроизводит достижения человечества, сам строит свой мир. С другой, идеальный мир Робинзона – мир одиночества. С третьей, Робинзон – просветитель (просвещает Пятницу). Торжество разума над природой, сила духа, вот это вот всё. Гуманизм, одним словом.
«Путешествия Гулливера» - политическая сатира. Кто там еще? Рабле? Рабле – не просто про пожрал и посрал.
Примерно разобрались, да? Читаем и отслеживаем исторический контекст как минимум. О личности автора поговорим в следующий раз. Поступки героев, сеттинг, сюжет – все это выражает заложенную автором идею. Это там не просто так. Банан не просто банан. Просто держим это в голове при чтении любой книги, откладываем текст в сторону и думаем: а что хотел-то сказать автор ГЛОБАЛЬНО?
Соответственно, современные авторы не могут не выражать современные им (нам) идеи. Просто потому, что пишем мы всегда о себе и внутренних своих процессах, и говорим с читателем на актуальные темы. Даже если пишем о средних веках или мире будущего. События, поступки и герои – часть глобального замысла, они не существуют сами по себе, они не буквальны. Они иносказательно, как мартышка в басне, что-то описывают.
Кстати, приведу в пример фильм. В «Джокере» мы видим и проблему обеспечения лекарствами, и проблему одиночества, и «маску», которая становится истинным лицом.
В «Песни льда и пламени» - предчувствие наползающей хтони, беды, перед которой объединиться бы, но нет, мы Зимы не боимся, нежити не боимся, мы боремся за власть. Кстати, вот хтонь приползла, и что?.. И то.
«За миллиард лет до конца света» Стругацких – во многом повесть о бессмысленной цензуре.
***************
#книга #чтение книг #смысл #скрытый смысл #профессия #писательство #литературоведение
***************
«Повелитель мух» о социальных процессах и движениях второй трети двадцатого века, о том, в какой ад скатывается общество в отсутствие Бога, а не только о детской жестокости.
Даже упомянутая выше Донцова не безыдейна. Ее романы доносят простую мысль: никогда не сдавайся, находчивость поможет выпутаться из любой беды, верные друзья – главное богатство.
Это не второй слой и не какие-то там высоты понимания, это совершенно банальные вещи, которые нам говорили в школе, но обычно говорили очень скучно, и всё прошло мимо. Мы настолько погружаемся в текст, что воспринимаем его как шоу «За стеклом». Наша привычка искать во всем нарратив здесь играет против нас. Это в жизни мы склонны выискивать высший смысл, а в текстах – отвыкли. Нас приключают, мы приключаемся.
Еще раз: происходящее в книгах не нужно воспринимать буквально. Сделайте шаг в сторону, попробуйте абстрагироваться и понять, что у автора болит. Поговорите с автором об этом.
СПАСИБО!
🎁Рассказ Джанни «Крылья» >>> ЧИТАТЬ