1444-1448 годы. Восточная Европа
В 1444 году в битве с турками под городом Варна погиб польский король Владислав (1). В Польше начался период бескоролевья.
Знатные и влиятельные, забросив дела, непрерывно забавлялись охотой то у Вингров, то в Княжинских пущах. На дорогах развернулись разбои, грабили, как купцов, так и одиноких путников. Мелкая шляхта устраивала разорительные набеги на деревни и местечки, жестоко притесняя их жителей (вспоминаем кадры из фильма «Потоп»).
В 1446 году собралась польская знать и решила, что с хаосом пора заканчивать – от него сплошные убытки – и что Польше нужен король.
Судили-рядили и пришли к выводу, что лучшей кандидатурой будет правитель Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского Казимир Ягеллон (2).
Направили послов в Литву.
Казимир не возражал, но по требованию своих литовских подданных выдвинул условие: вернуть ВКЛ Подолье и Волынь в свое время отобранные силой оружия у ВКЛ польскими королями.
Шляхта не соглашалась. А Казимир не соглашался без решения этого вопроса принимать корону.
Наконец, польская знать пошла на ряд уступок, обещая вернуть ряд городов и замков, и Казимир принял корону.
Вскоре после его коронации подольский староста Федор Бучацкий силой оружия захватил у поляков ряд замков. Это вызвало возмущение среди польской знати.
Тогда король принимает решение провести в 1448 году в Парчове сейм, на который пригласил высших сановников и самых крупных владетелей, как Польши, так и ВКЛ.
Сейм начался с того, что литовцы потребовали уравнять их во всех правах с польской знатью и вернуть им все земли и замки Волыни, Подолии и Подляшья.
Поляки возражали, заявляя, что Волынь и Подолию они отобрали не у Литвы, а что касается равенства, то литовцы обязаны соблюдать договор между Ягайло, королем
Польши, и его двоюродным братом Витовтом, согласно которому польские интересы приоритетны над интересами Литвы.
Два дня стороны спорили по этим вопросам, и не могли прийти к соглашению.
И тогда вечером второго дня сейма собралась польская знать, которая прибыла на сейм, и договорилась между собой решать проблему кардинально, так как в свое время решили со знатью Перемышльского княжества. А именно. Пригласили русских бояр и князей на сейм и перерезали их всех, а княжество после их смерти захватили.
Так решили поступить и на этот раз: вырезать литовцев, а их владения и ВКЛ включить в земли Польши, как одну из подчиненных провинций.
И решили эту резню устроить на следующий, третий день сейма.
Однако, не все были согласны с подобным решением вопроса, в условиях наступления турок с юга, а потому один из шляхтичей по имени Андрей Рогатинский тайно встретился с воеводой виленским Яном Гаштольтом и старостой Жемайтии Кезгайлом и рассказал им о задумке польской верхушки.
Чтобы избежать ночного нападения в эту же ночь, литовцы поступили так: послали приглашения на обед знатнейшим полякам, тем самым показывая, что будут у себя ждать гостей. Сами же собрали всех значительных лиц из своих, и ночью тихо скрылись, оставив обоз и слуг в лагере, за которым поляки наверняка наблюдали.
Утром польские всадники налетели на литовский лагерь, но кроме слуг и обоза никого из знатных не нашли. Убедившись, что их планы провалились, польские вельможи отпустили слуг и обозы литовцев домой.
А знатнейшие из литовцев, а именно, Ян Гаштольт, воевода виленский, Ивашко Монвид, воевода трокский, Кезгайло, староста жемайтский, Петраш Монгирдович, маршал земский и наместник Новогрудский отослали полякам гербы, как начало большой вражды.
Королю Казимиру стоило больших трудов помирить враждующие стороны.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Смотри также: Мажор из Византии
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам