В психологии есть такое понятие — «сензитивный период». Это такое время, когда определенные навыки развиваются стремительно и легко, и если в этот период навык не сформировался, то позже этот процесс пойдет медленно, с искажениями, а иногда — и вовсе безуспешно.
Психологам хорошо известны случаи, когда «запущенных» детей не удавалось вернуть к социальной жизни, несмотря на огромные усилия специалистов. Именно потому, что определенные навыки не сформировались в «свое» время. Что это означает? Нужно понимать, что и когда закладывается в развитии ребенка и предоставить ему возможность делать это.
Дошкольное детство (а для мальчиков — плюс еще один год) — это время игр. И если для первого класса гимназии важно, чтобы девочка умела читать, то для ее будущей взрослой жизни важнее, чтобы она сейчас ссорилась и мирилась с подружкой, играла «в дочки-матери», «в больницу» и «в магазин», выходила «взаправду замуж», и договаривалась бы об очередности качаться на качелях.
К тому же, если дети в возрасте четырех-шести лет, вместо того, чтобы катать машинки и сочинять небылицы с куклами, учатся читать, то страдает сфера принятия решений, обедняется творческое мышление и, как ни странно, страдает самоконтроль (дети не умеют ждать, не могут остановиться, они слишком импульсивны, легко отвлекаются). Это происходит, потому что именно в играх формируется самоконтроль. Это же надо найти товарищей для игры, распределить роли и потом сотрудничать, уступая или настаивая. По ходу надо принимать решения, развивать гибкость и принимать во внимание вновь открывшиеся обстоятельства. Вот что такое игра. Мы с вами во многом успешны в жизни именно потому, что прошли детский сад и гуляли во дворе.
Не по годам развитый интеллект, конечно, поможет в учебе, но, заодно, породит эмоциональный инфантилизм. А эмоциональная сфера лучше всего развивается именно в игре.
Давайте ребенку возможность играть и играйте с ребенком. Никакого вреда- одна сплошная польза.
Согласны? Напишите мне и поставьте лайк!