Идея взлёта самолета с воды и посадки на неё появилась ещё до Первой Мировой войны и была тогда же реализована. Сергей Павлович Королёв, например, начинал, в своё время, путь в авиацию именно с таких машин.
Более того, были тогда и специальные корабли для базирования гидросамолётов - авиаматки, оснащённые оборудованием для спуска самолётов на воду и подъёма их на борт.
Во время Великой Отечественной войны советский военно-морской флот имел в своём распоряжении хотя и несколько уже устаревшую, но довольно надёжную летающую лодку МБР-2.
Морской ближний разведчик второй - МБР-2 был спроектировал в конструкторском бюро Георгия Михайловича Бериева и свой первый полёт совершил ещё в 1931 году.
Эти самолёты выпускались до 1940 года и всего было изготовлено 1365 машин.
В эксплуатации они находились до 1946 года и, следовательно, прошли всю войну.
Этот не новый уже гидросамолёт имел разнообразное применение.
Кроме разведки с аэрофотосъёмкой, он применялся для управления радиоуправляемыми торпедными катерами, как ночной бомбардировщик и как поисково-спасательный самолёт - последняя надежда для сбитых пилотов морской авиации.
Для дневной бомбардировки этот устаревший самолёт был мало пригоден - из-за своих динамических характеристик, а для максимально эффективной охоты за подводными лодками ему не хватало специального оборудования.
Но морские лётчики давно обнаружили, что с высоты им видны подводные лодки и в подводном положении на небольшой глубине.
Что сильно огорчило подводников и они даже попытались позаимствовать опыт каракатиц и выбрасывать в воду, для своей маскировки, специальный краситель, но это пятно краски, независимо от её цвета, было с воздуха ещё заметней.
Гидросамолёты же могли сбрасывать на подводные лодки глубинные бомбы даже более прицельно, чем противолодочные корабли, которые ориентировались только на шум винтов подлодки.
Гидросамолёт МБР-2 имел хорошую мореходность - он мог взлетать и садиться при высоте волн до 0,7 метра.
Советская летающая лодка имела экипаж из трёх человек, а при управлении торпедными катерами пять человек.
Двигатель с толкающим винтом имел мощность 750 лошадиных сил.
Фюзеляж был деревянный и, поэтому, требовал регулярной просушки, но зато и ремонтировать его нашим народным умельцам было легко.
Выпускались МБР-2 и в варианте "Амфибия" с постоянным колёсным шасси, что позволяло им использоваться, как с сухопутных аэродромов, так и с воды.
Вооружение МБР-2 состояло из двух пулемётов калибра 7,62 мм на турелях и до 500 килограммов бомб на наружной подвеске.
Днём этот тихоходный и недостаточно маневренный самолёт был лёгкой добычей для истребителей противника, но приходилось им летать и днём - на разведку и на поиск сбитых лётчиков.
Но, как привёл мой добрый читатель Александр Травников замечательные строки об экипажах малых охотников: "...Хоть нет брони на катере сосновом, Зато есть люди, крепкие, как сталь..."
К экипажам МБР-2, или, как их ласково тогда называли, "амбарчиков" - эти слова тоже могут быть отнесены в полной мере.