Найти в Дзене
blooderwolf

"Спутник" (2020). Он, они, оно…

Кадр из трейлера к фильму "Спутник" (2020).
Кадр из трейлера к фильму "Спутник" (2020).

Отзыв о российской фантастике без раскрытия сюжета.

Случайно наткнулся на этот фильм, который буквально на днях показывали по телевизору. Заинтересовался и решил посмотреть внимательно, а не просто фоном. Уже во время просмотра поймал себя на мысли, что видел подобный сюжет. Но да ладно, ремейк или новая адаптация знакомого сюжета тоже бывает удачными.

Кадр из трейлера к фильму "Спутник" (2020).
Кадр из трейлера к фильму "Спутник" (2020).

Сюжет прост: в космос полетели двое, а вернулись трое. Полетевшие — космонавты мужского пола. Вернувшиеся — не совсем понятно.

Отличительной особенностью картины является время и место действия — 
СССР. Для авторов данного кино-творения Советский Союз — это жёсткий механизм, который работает за счёт роботизированных людей без эмоций. Дисциплина и строгая секретность превыше всего (это важный нюанс в плане развития всего сюжета). С самого начала зрителю прививают мысль, что всё происходящее очень серьёзно и надеяться на авось не получится. Режиссёр плавно задаёт тон произведению, попутно раскрывая и показывая основные моменты. Но примерно в середине повествования фильм резко срывается с места и очень быстро движется к финалу, забывая взять с собой зрителя, который остаётся со множеством вопросов.

Кадр из фильма "Спутник" (2020). Климова (О. Акиньшина) и Вешняков (П. Фёдоров).
Кадр из фильма "Спутник" (2020). Климова (О. Акиньшина) и Вешняков (П. Фёдоров).

Поначалу зрителю неплохо раскрывают образы и характеры персонажей. И главные герои отыгрывают вполне убедительно. Но в какой-то момент, персонажи резко меняются в своих предубеждениях. Хотя, тут может всё по канону, особенно для поклонников подобного жанра, но не для меня. И после просмотра возникает стойкое убеждение, что ничего нового и захватывающего на экране не вышло. А сценаристы, похоже, вдохновились непосредственно фильмом "Живое" (2017), разбавив его "Чужим" (1979) и взяв немножечко от "Венома" (2018).

Кадр из фильма "Спутник" (2020). Климова (О. Акиньшина) и Вешняков (П. Фёдоров).
Кадр из фильма "Спутник" (2020). Климова (О. Акиньшина) и Вешняков (П. Фёдоров).

Сама завязка сюжета и его подача способны вызвать интерес. Зрителя стараются держать в напряжении. Потихоньку, помаленьку, сцена за сценой, подготавливая к чему-то необычному. Но увы. Всё самое интересное продолжается лишь до середины фильма.

Кадр из фильма "Спутник" (2020).
Кадр из фильма "Спутник" (2020).

Вторая половина наполнена большим количеством сумбура. Или, говоря иначе, слишком быстрые перемены в поступках героев. Не понятно зачем показаны сцены с ребёнком, которые не влияют на поведение персонажей и на сюжет в целом. Отношение людей к внеземной форме жизни такое, как будто каждый день видят нечто подобное.

Константин Вешняков (Пётр Фёдоров), который космонавт, то дерзкий и самоуверенный, то ранимый, то серьёзный и рассудительный, а по сути не определившийся до конца в своих намерениях. Ну хорошо, возможно на его характер влияет "оно", но зрителю так и не показывают, в какой момент это происходит или произошло. Татьяна Климова (Оксана Акиньшина), которая доктор, с первого своего появления в кадре, показывает свой норов, но постепенно, без видимых на то причин, становится мягкой и переживающей за Костю, как за любимого человека. Как она так резко увидела в нём/них родственную душу? Учёный Ригель (Антон Васильев), который преследует личные цели, тщеславен, действует ради всеобщего признания, но при этом, может запросто помочь Вешнякову и Тане, хоть и понимает, что ему будет за подобное предательство.

Кадр из фильма "Спутник" (2020). Семирадов (Ф. Бондарчук).
Кадр из фильма "Спутник" (2020). Семирадов (Ф. Бондарчук).

А вот полковник Семирадов (Фёдор Бондарчук) вполне колоритен в данной истории. Всё по законам жанра — хитрый, умный и жёсткий. Цель превыше всего. На удивление, Бондарчук сыграл хорошо.

Внеземное Существо вполне эффектно, хоть и похоже на многих собратьев, которых можно было заметить в других фильмах про пришельцев. Основной минус — очень мало информации о самой форме жизни: откуда, как, зачем, почему и так далее…

По сценарию понятно — делали собирательный образ из иностранных фильмов в подобном жанре. Интересный ход с выбором времени повествования. Все привыкли видеть американцев в борьбе с монстрами, а тут советские люди попались под руку (или под хвост).

Но не понравилось как представлен СССР, пусть и в контексте исследовательской станции. Что солдаты, что учёные, что заключённые — все выглядят одинаково серьёзно, почти без положительных эмоций. Слишком явное клише, вероятно, взятое с американского кинематографа про "угрюмых русских". Шаблон, который не может и не должен работать в советских реалиях, которые авторы пытались показать на экране. Явная
фальшь. Хоть фильм и о монстрике, но не получается во время просмотра не возмутиться подобному изображению советского человека на экране, вне зависимости от ранга и должности. Особенно когда просмотрено столько советской классики и военных фильмов, с оригинальными и не очень сюжетами, но главное, где на экране реалистичные герои, а не шаблонные персонажи.

Кадр из фильма "Спутник" (2020). Климова (О. Акиньшина).
Кадр из фильма "Спутник" (2020). Климова (О. Акиньшина).

Вот за что сопереживать Татьяне Климовой? С чего вообще у неё такие перепады в настроении происходят относительно Вешнякова? По сюжету, героиню вначале фильма хотят выгнать с работы за "нетрадиционную методику" ведения этой самой работы. Но по ходу ленты, Татьяна с уверенностью решает ехать в Москву, убеждённая, что ей там помогут. Климова, увидев все ужасы и поняв опасность "оно", даже не задумываясь об угрозе для близких и всего Союза, всё равно хочет везти "существо" в столицу?! И это при том, что авторы весь фильм намекают на строгую секретность данного исследовательского мероприятия и какие могут быть последствия для всех, в случае, "если что-то пойдёт не так". А герой Советского Союза, лётчик-испытатель, Константин Вешняков, который изначально чуть-ли не понтуется своим званием, в определённый момент вдруг вспоминает о детдомовском ребёнке, которого захотел увидеть. Но злые кгб-шники продолжают держать героя взаперти за стеклом и не дают возможности даже позвонить. И Вешняков ведь осознаёт, что он изменился, что даже непонятно, какие могут быть дальнейшие последствия, но всё равно "хочет гулять". Зрителю пытаются показать советского героя каким-то самовлюблённым и эгоистичным мужичком, который не хочет думать ни о ком и ни о чём, кроме своих желаний.

Фильм снят не просто как 
ремейк, он снят с акцентом на зарубежную аудиторию. Это становится отчётливо ясно примерно на десятой минуте. Ведь помимо надписей «СССР», довольно часто мелькающих в кадре, чего-то отличительного и нет, лишь одни шаблоны. Хотя бы песню той же Аллы Пугачёвой, которую герои в самом начале и в концовке напевают, нельзя было добавить в фильм? Пускай ремикс в ремейке будет. Вообще нет ощущения, что действие картины происходит в Советском Союзе. Просто фантастика с элементами драмы и ужасов. Хотя, по части драматизма — фильм абсолютно провален.

Кадр из трейлера к фильму "Спутник" (2020).
Кадр из трейлера к фильму "Спутник" (2020).

Можно резюмировать следующее: фильм не скучный, местами шаблонный, где-то интригующий, но пустой по итогу. Непонятны мотивы главных героев — зачем им всё это? Про ляпы отдельный разговор. Как бы доходчиво не объясняли зрителю про "помещается внутри", сложно поверить в эластичность, когда "это" предстаёт в полный размер. Почему так и не объяснили, что "это" делало в космосе и откуда там взялось? Да и как оно до Земли долетело? Если в стиле фильмов по комиксам, зачем до середины фильма апеллировать научными определениями и разговорами на латинице? И что за личная история у Тани, где авторы акцентируют на определённых моментах, объяснив их всего лишь фразой: "вы ничего обо мне не знаете"? И какой-то, извиняюсь, слив главной сюжетной линии. Ну как-то слишком просто находится решение. Очень смазано показана финальная часть, так и не отвечающая на многие вопросы, которые авторы как затравку подавали в самом начале ленты.

Если попробовать забыть про существование аналогичных фильмов, некоторые из которых являются классикой жанра, то 
"Спутник" (2020) вполне можно посмотреть, как это сделал я. Но слишком слабое сюжетное завершение отгоняет желания когда-либо пересматривать этот фильм.

В целом, негатива от просмотра нет, но не понравилось из-за нелогичности и сумбурности, а также
из-за вопросов без ответов.

p.s. Поставил бы данному фильму нейтральную оценку, но за прямую ориентированность на зарубежного зрителя, данное кино получает оценку четыре, по десятибалльной шкале.