Уже первый бой Кайды в сентябре 1941 года в районе села Григорьевка под Одессой, где он косил фашистов из «Максима», оброс легендами.
Там 21-летний краснофлотец получил тяжелейшее ранение, и товарищам показалось, что он убит. Они передали документы бойца командиру, а тот сообщил о смерти героя его матери, но израненный Кайда выжил.
Придя в сознание, он всю ночь полз к своим, и его подобрали бойцы другого подразделения. После шестимесячного лечения в госпитале Владимир Никитович вернулся в строй. Потом были сражения на Малой Земле в составе десанта, где немцы в полной мере узнали, «что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой».
"Богатырь"
Владимир Кайда родился 14 августа 1920 года в Харьковской области в простой крестьянской семье. После окончания школы Владимир пошел работать токарем на завод, а потом был призван на службы в армию. Он прошел обучение в училище Днепропетровской военной флотилии, и следующие 8 лет молодой человек провел на флоте, четыре из которых воевал с фашистами. Командир Кайды Георгий Холостяков говорил так о своем солдате:
- Он отличался незаурядной внешностью. Рост без малого два метра. Могучие плечи и грудь, широкое румяное лицо. Богатырь!
22 июня 1941 года Кайда принял первый бой, а осенью вызвался добровольцем и принял участие в той самой десантной операции, которая проходила под Одессой.
"И тут я вспомнил, как у нас в колхозе, ещё до войны, один мужик на спор быка ударом кулака убил"
Двухметровый Кайда был так силён, что, всаживая штык в атакующего врага, легко перебрасывал его через себя, как сноп соломы. А мог и голыми руками «успокоить». Однажды во время атаки немецких пикировщиков боец запрыгнул в ближайший окоп, а там сидели двое фашистов.
«А у меня ни одного патрона, – рассказывал после войны Владимир Никитович. – И тут вспомнил, как у нас в колхозе, ещё до войны, один мужик на спор быка ударом кулака убил. Думать времени не было, я дал одному по каске – он и задёргался, второй в этот момент попытался неуклюже ткнуть меня автоматом, но моментально получил в челюсть. Чуть руку не отшиб, но даже сквозь взрывы услышал, как у него хрустнула шея....».
На Малой Земле богатырь-морпех получил тринадцать ран, но выжил. После лечения он снова перебрался на корабли – служил на Черноморском и Балтийском флотах. В марте 1944 года корабль, на котором был Кайда, торпедировала немецкая подлодка, и матрос оказался в ледяной воде. Богатыря чудом спасли британцы, зацепив багром с подошедшего эсминца. Так он оказался в госпитале шотландского Глазго. Выписавшись, моряк попал на английский линкор «Ройал Соверен», который был передан в аренду ВМФ СССР, и пришёл на нём в Архангельск.
Атакует морская пехота
Два года после войны Владимир Кайда служил на минном тральщике. Потом работал на заводе в городе Дружковка Донецкой области, а в 1970 году переехал в Новороссийск, где ему подарили квартиру. В 1975 году ветеран перенёс сложнейшую операцию – ему ампутировали обе ноги. Но и после этого кавалер ордена Отечественной войны, дважды кавалер ордена Красной Звезды Владимир Никитович Кайда нашёл в себе силы вести активный образ жизни.
На протезах с двумя палочками он посещал различные мероприятия, встречался с фронтовыми товарищами и молодёжью. Фронтовику хватало сил и на творчество – он написал книгу «Атакует морская пехота».
Умер ветеран 4 марта 1984 года в возрасте 63 лет. Народная молва говорит, что именно с Кайды скульптор Коломойцев изваял памятник Неизвестному Матросу – богатырскую фигуру, поднятую на пьедестале на берегу Цемесской бухты.
Автор: Сергей Трофимов