Поговорим сегодня о границах. Границы будем воздвигать между семьёй - и всем остальным миром.
Занятые в педагогике - должно быть, меня поймут. Взрослые мамы и папы скажут: да, правильно. И ничего, ничего ровным счётом в наших раскладах не изменится. Самые разные персонажи... как нарушали чьё-то личное пространство, так и продолжат это делать безнаказанно и с сознанием собственной правоты.
Ведь люди по определению эгоистичны, люди непрерывно решают СВОИ проблемы. Студент, поступивший в класс педагога (а моя реальность - это музыкальное училище), нередко настроен внедриться поглубже в учительское существование. И ой! - как же грубо он ошибается. Издержки индивидуального подхода - это очень серьёзно. Очень. Это может быть больно.
Каждый раз, знакомясь с новой студенческой группой, я, теоретик-сольфеджист, оговариваю один принципиальный момент: связь со мной, в том числе и переписка - до 21 часа по будням. И знаете, это не работает. Совсем. Спустя месяц... 21 спускается до 23, потом до часа ночи, потом неограниченно, а суббота с воскресеньем благополучно утрачивают статус выходных по версии учеников, их "неравнодушных" родителей и, что самое печальное, коллег по цеху.
Удивительно, но всяк звонящий и пишущий полагает, что своим "участием" меня в данную конкретную минуту безмерно осчастливил. Звенят студенческие и материнские голоса в ночи, готовые то рыдать, то спорить, то непринуждённо общаться.
Пыталась не брать трубку - ещё хуже! Шустро высылаются гневные аудиосообщения, да с претензиями: мол, говорить Вы, Наталия Игоревна, нынче не настроены, а поверьте, очень надо; КОГДА бы можно было это сделать? Отвечаю лаконично: в семь утра я уже в дороге, звоните, разберёмся. И, разумеется, впустую...
Выходя в прошедшем августе из своего "младшего" декрета, приняла было решение никому из новых знакомых не "светить" свою многодетность. Ну в самом деле, что с того, что моей дочери десять лет, а троим сыновьям ещё меньше? Верно, сие обстоятельство никоим образом не должно влиять на качество моей педагогической работы и коммуникации с обучаемыми.
На деле, сложилось так: все, кто проявил любопытство, разведали "тему" в течение пары недель, и... не вынесли для себя из того никаких оргвыводов. Одной из групп первого курса я пояснила, что их время для общения со мной - вторник и четверг с половины девятого до одиннадцати, то есть наши официальные рабочие часы по двум предметам. Почти обида! Конечно, тут же нашлись герои, которые искренне и неподдельно удивились: неужели нельзя в другие дни?
В другие дни - другие группы. "Так нет, я же после уроков приду, - уверяет меня шестнадцатилетняя "звёздочка". - Вы по понедельникам и пятницам когда заканчиваете?"
Улыбаюсь. Выдерживаю паузу - и веду учебную пару всё дальше. Занятия у нас, как вы поняли, длинные и напряжённые.
Заканчиваю со студентами, забираю старших детей из школы - и начинается для меня время семьи, а для моих кровиночек - самые активные часы тренажа и познания, в той же музыке и не только.
Вообще, каждый педагог имеет право в этой жизни быть ещё и мамой - или, в качестве достойной альтернативы, папой.
И представьте: это мало кто понимает.
Чем дольше преподаю, чем активнее возраст переваливает за пресловутые сорок, - тем чаще и глубже задумываюсь о границах в общении.
Дозируем ресурс, друзья.
Очень надо, чтобы СВОИМ хватило.
Оберегаем семьи...