Переживая агонию, человек хочет знать, кто он, откуда он пришел, куда идет и к чему предназначен. Человек принадлежит и природному миру, в нем весь состав природного мира, вплоть до процессов физико-химических, он зависит от низших ступеней природы. Но в нем есть элемент, превышающий природный мир. Самосознание человека двойственно, человек сознает себя высоким и низким, свободным и рабом необходимости, принадлежащим вечности и находящимся во власти смертоносного потока времени. Демократия — это, увы, поверхностность для объяснения человека! Демократия — это книжная народность, газетная народность; это низшие, малообразованные слои интеллигенции. Демократия — это уличный листок, его читатели и отчасти его авторы. «Демократия» — не имеет ничего общего с былинами, сказками, народными песнями. Наш мужик, новгородец, туляк, рязанец, — государственник и церковник, человек «строгий и обстоятельный». Тогда как «демократ», человек «перекати-поле», которому церкви не нужно, школ не нужно, «креста» он не носит и не тоскует о нем; ну, и на этом «перекати-поле» вырастают всякие выкрики, лозунги, хвастовство.
Неужели мировые события, исключительные в мировой истории, ничему нас не научат, не приведут к рождению нового сознания и оставят нас в прежних категориях стремится к чему-то чужому, к какой-то чужой жизни и никак не создавать свою? Россия есть самостоятельная ценность в мире, не растворимая в других ценностях, и эту ценность России нужно донести до всего мира. Мы должны раскрыть свою душу и свое сознание для конкретной и многообразной исторической действительности, обладающей своими ценностями. Старая жизнь не легко уступает место жизни новой. Новая жизнь ещё не способна принести жертву, она ищет опьянения среди народа, дающего иллюзию высшей жизни. И пока у нас конституция защищает народ, а не народ будет защищать свою конституцию, новая жизнь может наступить просто завтра, но какой жертвой она наступит этого никто не может сказать.