Найти тему
Петр Власов

2МВ: советский подводный флот. Большие подлодки

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Накануне Великой Отечественной войны командование советского Военно-Морского Флота (в соответствии с международными взглядами того времени на проблемы флотов) считало, что для решения разных задач необходимы подводные лодки с разными тактико-техническими элементами и разным вооружением. Общепринятым мнением в 20-30 годах 20-го века было, что флоту необходимы три вида подводных кораблей:

1. лодки позиционные (малые и средние), действующие против вражеских кораблей в ограниченных районах торпедами

2. подводные крейсера (большие лодки), уничтожающие противника в отдаленных районах торпедами и артиллерийским огнем

3. лодки эскадренные (большие), взаимодействующие со своими надводными эскадрами, сопровождающие в походах линкоры и крейсера, и вместе с ними участвующие в сражениях.

БОЛЬШИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

К большим подводным лодкам в советском ВМФ 30-х годов относили двухкорпусные лодки с надводным водоизмещением 900 т и более. Они предназначались для действий в океанах и морях на максимальном удалении от своих баз (подводные крейсера), или в составе надводных эскадр, погружаясь под воду уже после начала сражения – для атак на вражеские корабли, находящиеся под обстрелом своих линкоров и крейсеров (эскадренные лодки).

Тип «Д» (I серия)

-2

Всего в серии 6 лодок. Корабли типа «Декабрист», хотя они и были разработаны большими, командование флота относило к классу позиционных. Причиной стало то, что это были первые подлодки советской постройки, и рациональнее было проверить возможности новых кораблей на выполнении более простых задач, а не посылать их сразу в самостоятельные рейды по океанским просторам. И действительно, отсутствие опыта строительства сказалось на качествах «Декабристов»: при вступлении лодок в строй выявилось множество недостатков. Самым опасным из них было слишком быстрое заполнение цистерн главного балласта, поэтому существовала постоянная угроза «проваливания» ниже допустимой глубины. Но в процессе эксплуатации (еще до войны) бОльшая часть недочетов была исправлена. Не удалось лишь довести скорость до расчетной (отставание от проектной составляло от 1 до 1,5 узлов). В целом же, с учетом исправления неизбежных при первом строительстве дефектов, серия получилась относительно удачной.

Д-1 погибла на Севере при учебном погружении в ноябре 1940. Д-2 и Д-3 так же служили на Севере; Д-4 -5 -6 на Черном море. Начало войны застало североморскую Д-2 на ремонте в Ленинграде, поэтому Д-2 воевала на Балтике. Д-3 Северного флота погибла в походе в июне 1942, тогда же на Черном море при оставлении Севастополя была взорвана ремонтировавшаяся Д-6. Черноморская Д-4 погибла в походе в декабре 1943. К концу войны в строю осталось 2 лодки этого типа.

Тип «П» (IV серия)

-3

Всего в серии 3 лодки; корабли типа «Правда» относили к эскадренным. Их строительство в сущности было неудачным экспериментом, так как в условиях того времени невозможно было создать подлодку, способную вести бой в составе надводной эскадры. Для этого взаимодействия у лодок не хватало ни скоростных данных, ни дальности стрельбы, ни надежных средств связи. В стремлении увеличить скорость, чтобы хотя бы обеспечить движение лодки в составе эскадры, «Правде» придали обводы миноносца; в результате увеличившийся запас плавучести сделал очень медленным погружение под воду и недостаточной – глубину погружения. Кроме того, лодки IV серии были под водой неустойчивы по глубине, а в надводном положении при волнении в 5 баллов из-за качки они теряли боеспособность. Поэтому командование флота отказалось считать лодки типа «Правда» боевыми кораблями.

Все «П» служили на Балтике, но использовались только как учебные. П-1 погибла на минах 11.09.1941 во время транспортного рейса на Ханко. П-2 и П-3 получили повреждения во время налета на Кронштадт 4.04.1942 и до конца войны были поставлены на консервацию.

Тип «К» (XIV серия)

-4

В серии 11 лодок (строилось 12, но одну так и не доделали). Корабли типа «Катюша» относились к типу подводных крейсеров, предназначенных для борьбы с противником на отдаленных просторах - как торпедами, так и артиллерийским огнем, что и определило их мощное вооружение. Кроме того, крейсерские лодки советского ВМФ были приспособлены и для постановки минных заграждений, что делало эти корабли универсальными. Серия в целом получилась относительно удачной; к наиболее важным недостаткам нужно отнести ненадежность минно-постановочного устройства и высокую шумность механизмов (впрочем, последний недостаток был характерен для всех подлодок советской постройки).

Начало войны застало 2 «Катюши» на Севере, 2 – по пути на Север по Беломоро-Балтийскому каналу, 2 – на Балтике (в фазе освоения экипажами) и 6 – в постройке (4 сданы флоту в ходе войны, 1 – по ее окончании). В составе Северного флота воевали К-1, К-2, К-3, К-21, К-22, К-23; в составе Балтийского флота – достраивавшиеся в ходе войны К-51, К-52, К-53, К-56. Пять североморских «Катюш» погибли в боевых походах; до конца войны дожила лишь К-21 (12 походов, 10 торпедных атак, 6 минных постановок). Балтийские «Катюши» вступили в строй поздно и потому воевали мало (на все 4 лодки 11 боевых походов в 1944-45 гг.); к концу войны все они находились в строю. По окончании боевых действий флоту была сдана К-55, а К-54 так и не стали достраивать.

-5

По книге А.В. Платонова «Энциклопедия советских подводных лодок 1941-1945».

2МВ: советский подводный флот. Средние подлодки

2МВ: советский подводный флот. Малые и «иностранные» подлодки

2МВ: советский подводный флот. Подводные минные заградители

2МВ: советский подводный флот. Боевая результативность

2МВ: самые результативные подлодки СССР

2МВ: советский подводный флот. Самые результативные асы

2МВ: советские фронтовые бомбардировщики

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории