Найти в Дзене
В снег

Чем хороша работа в рамках кооперации? В Иркутске действует предприятие на принципах коллективного управления

В Иркутске существует строительное предприятие ООО «Сиб-Индастриал», вся прибыль которого распределяется между его работниками. Равно как и ответственность. И организовали его не менеджеры, прошедшие множество бизнес-коучингов, а работяги. Специально для «Трудового Приангарья» об опыте кооперации рассказал учредитель предприятия, коммунист, руководитель первичной партийной организации «Рассвет» Дмитрий Фирсов. — Дмитрий, расскажи, как вообще возникла идея создания такого предприятия? — До этого мои родственники и близкие друзья занимались ремонтами и мелким строительством под юридическим лицом другого человека, который их нанимал и имел с этого часть средств как посредник. Получилось так, что я зарегистрировал под себя торговую компанию, так как клиент был заинтересован в моих услугах по поиску и подбору материалов и инструментов. Чуть позже мы решили это юрлицо переоформить под строительное направление. Так и получилось, что я стал учредителем и идеологом компании. — Как распределяетс

В Иркутске существует строительное предприятие ООО «Сиб-Индастриал», вся прибыль которого распределяется между его работниками. Равно как и ответственность. И организовали его не менеджеры, прошедшие множество бизнес-коучингов, а работяги.

Учредитель ООО Сиб-Индастриал Дмитрий Фирсов на митинге в защиту Байкала от сплошных рубок леса в сентябре 2020 года
Учредитель ООО Сиб-Индастриал Дмитрий Фирсов на митинге в защиту Байкала от сплошных рубок леса в сентябре 2020 года

Специально для «Трудового Приангарья» об опыте кооперации рассказал учредитель предприятия, коммунист, руководитель первичной партийной организации «Рассвет» Дмитрий Фирсов.

— Дмитрий, расскажи, как вообще возникла идея создания такого предприятия?

— До этого мои родственники и близкие друзья занимались ремонтами и мелким строительством под юридическим лицом другого человека, который их нанимал и имел с этого часть средств как посредник.

Получилось так, что я зарегистрировал под себя торговую компанию, так как клиент был заинтересован в моих услугах по поиску и подбору материалов и инструментов. Чуть позже мы решили это юрлицо переоформить под строительное направление. Так и получилось, что я стал учредителем и идеологом компании.

— Как распределяется прибыль?

— Как решат работники предприятия. Хотим — тратим на себя, хотим — покупаем инструмент. Все работают на чётком проценте от сделки. Сумма сделки предварительно обсуждается с исполнителями, всё прозрачно. Получают процент с уже рассчитанных объёмов. Если происходит неоплата, то, соответственно, в согласованном процентном соотношении и ответственность за работы.

— Дмитрий, а ты как учредитель имеешь какой-то свой процент?

— Моя процентная доля в прибыли уменьшена сейчас до 0. Полтора года назад я перестал заниматься напрямую организацией труда в нашей коллективной компании, получил предложение трудиться в дорогом и очень технологичном производстве. А за счёт коллективного управления организация успешно функционирует и без меня. В «Сиб-Индастриал» сейчас другой директор, который тоже работает руками.

— Сколько у вас человек трудится?

— Электриков с директором четыре человека, несколько отделочников, два сантехника, один слаботочник. Один администратор и один бухгалтер. Получается восемь человек, остальные привлекаемые. В зависимости от контрактов штат увеличивается до 30—35 человек.

— Главный, наверное, вопрос, как в целом результат? Лучше стали жить, больше зарабатывать?

— Я учредил общество и начал заниматься в этом направлении, когда был безработным и просто устал ходить по собеседованиям. Конечно, стало лучше, но несущественно. Первые полгода ушли на создание стартовой материально-технической базы. Потом предприятие стало приносить прибыль как средняя сдельная работа: то пусто, то густо. Преимущество, что без начальства. Сами на себя, сами по себе.

И всё было бы неплохо, и социалистическая модель бы росла и развивалась, но как ни впишемся в историю с администрацией, обязательно «кинут на деньги».

— Администрацией Иркутска? Расскажи подробней.

— Например, к нам обратилось ООО «Биг-строй» — посредник между УКС и нами. Строили третий этаж центра «Патриот» при бывшем мэре Бердникове. Общий объём работ по договору составил 1,6 млн рублей.

Аванс в течении работ составил 1.2 млн рублей. Приходил на стройку заместитель мэра Иркутска Александр Ким, сделал выговор своему подставному директору: «Зря русских наняли, им же платить придётся».

Иркутский городской центр "Патриот"
Иркутский городской центр "Патриот"

Подписанные акты и счёт-фактуры закрыли на полный объём договорных работ. И, соответственно, в налоговую заплатили налог с полной суммы. С 400000 рублей — это около 50 тысяч рублей. После сдачи объекта заказчик обещал выплатить полностью, подписав все акты. Но оплаты так и не поступило.

Выиграли суд, оплатив ещё и госпошлину в 20 тысяч. Унесли исполнительный лист приставам. Они его приняли, но со словами: «А зачем вы его нам-то несёте? Выбивайте сами». Через год нам лист вернули по причине «невозможности исполнения». Ещё через месяц узнали, что ООО уже ликвидировали, а значит, и наш долг нам уже никто не должен.

Сейчас по другому контракту на нашу стройку приезжало начальство. Хвастались, что закончили дом обанкротившегося застройщика. И опять сидим с декабря ждём почти 500000 рублей. А налоги и с тех 400000, и с этих 500000 рублей налоговая взыскала через судебных приставов.

Вот так и живём. Выбор в нашем случае такой: либо банкротиться, либо платить налоги по полной.

— Из сказанного трудно сделать вывод, что кооперация сегодня — это манна небесная.

— Конечно, не подарок. Но это отличный выход для людей, находящихся в поиске работы.

Беседовал Михаил СЕУРКО

Фото автора

«Трудовое Приангарье», № 1 (29 апреля 2021 года)