Найти тему
Science & Future

Отстаёт ли Россия от США в космосе и зачем лететь на Луну?

Вопросы куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд. В последние несколько лет и космические агентства, и все, кто интересуется космонавтикой, максимально сосредоточены на пилотируемых полётах к МКС и в околоземное пространство. Оно и понятно, целых 9 лет у России была монополия, а все возможные проекты в этом направлении текли очень вяло, периодически появляясь в СМИ с очередным финансовым скандалом. Но всё начало довольно резко меняться.

Все эти годы космические агентства говорили об экспансии человека в глубокий космос, но в том-то и дело, что просто говорили. Всё всегда заканчивалось на том, что главное сделать транспортную систему, а там и до Луны, и до Марса рукой подать. Но вот ситуация начала приобретать иной вид — частные компании, на примере, скажем, SpaceX и Blue Origin, показали, что вполне неплохо могут справляться с разработкой этих систем, что поставило агентства в тупик. Почему?

Проект лунной базы от Европейского космического агентства. Credit by ESA.
Проект лунной базы от Европейского космического агентства. Credit by ESA.

Потому что теперь не получится говорить что-нибудь вроде «нам в первую очередь нужно решить проблемы с доставкой». Конечно, они ещё не решены, но направление есть довольно чёткое. И тут, у отвлёкшегося от бесконечных проектов по созданию пилотируемой транспортной системы обывателя, снова возникает закономерный вопрос — ну создали, а мы зачем вообще в космос-то летим? Там холодно, радиация, пригодной для дыхания атмосферы нет, да и на Земле проблем хватает.

Опять же, для людей по-настоящему интересующихся, этот вопрос не стои́т. С точки зрения развития науки и технологий всё более или менее понятно. Но космическим агентствам необходимо объяснять свои цели именно обывателям — налогоплательщикам, на чьи деньги существует ракетно-космическая отрасль во всём мире. Скажем, для чего космические державы вновь включились в «лунную гонку»?

«Форпост для отправки в дальний космос», «плацдарм для развития науки и технологий» — это всё очень слабое объяснение для просто человека, который хочет видеть результаты прямо здесь и сейчас, что вполне понятно.

-2

В США нашли довольно неплохо работающее решение — частные ракетно-космические компании. Да-да, это именно решение. Давайте будем честными — нет достаточно простого ответа на вопрос «зачем осваивать космос?», который удовлетворил бы обывателей. Вы спросите, как же частные компании на него отвечают? А никак. Они именно позволяют не отвечать на него.

Тому же Илону Маску подобные вопросы задавать не имеет смысла, потому что он может просто ответить: «Я так хочу». Это его деньги и его компания. В NASA же в текущем году уже несколько раз отчитались о том, что, благодаря контрактам с фиксированной стоимостью, которые они объявляют для поиска частных подрядчиков на реализацию своих больших проектов, таких как «Артемида», агентство теперь значительно экономит.

Так, всего через три дня, после объявления SpaceX единственным подрядчиком по созданию лунного взлётно-посадочного комплекса, NASA выпустило отчёт, в котором очень подробно рассказывалось о том, что на разработку первого лунного взлётно-посадочного модуля агентство потратило $17,3 млрд., а SpaceX за ту же работу получит от него всего $2,9 млрд. — экономия более $14 млрд. или почти 85% (понятно, что имеет место пересчёт с тех денег на сегодняшние, но суть ясна). Потом там много написано про объёмы грузов, которые можно будет доставлять на Луну с помощью Starship и так далее. К чему я это?

-3

Суть в том, что этот отчёт, повторюсь, был опубликован уже через три дня, после объявления решения о выдаче контракта SpaceX, то есть, очевидно, готовился заранее именно с таким посылом. И знаете, что? Обывателям этого оказалось достаточно. Ну а что? Государственные деньги экономятся, наука и технологии развиваются, новые рабочие места появляются, заклятые враги начинают отставать.

У нас же пока ещё работает пропаганда из прошлого — «все технологии у них наши, двигатели наши и вообще, без нас они никуда не полетят». Проблема в том, что довольно скоро отставание уже никак нельзя будет отрицать, а в России сегодня нет Илона Маска, который мог бы создавать ракеты и межпланетные корабли, взрывая прототипы раз в две недели, просто потому, что ему так хочется.

Как думаете, может ли создание частных ракетно-космических компаний в России поспособствовать резкому росту развития отрасли или вся надежда на госкорпорацию?

1. Отчёт NASA по программе «Артемида».

Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.