Найти в Дзене
PUSKPRO.RU

Виньетки вместо пропусков: разбор фантазий

Оглавление

Уже почти месяц назад в сети появился текст "Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным", распространенный вновь созданной организацией. У меня всё никак не доходили руки разобраться с этими предложениями, но вот момент настал.

В Фейсбуке на странице ассоциации выложен тезисно текст обращения в Департамент Транспорта Москвы; по этим тезисам я и предлагаю пройтись.

Меньше всего мне хотелось бы выступать адвокатом у Департамента Транспорта Москвы и существующей пропускной системы, критике которой в немалой степени посвящен мой дзен-канал и с предложениями изменения которой я выступаю. Однако в этом материале мне придётся отстаивать точку зрения, почему предлагаемая виньеточная система ещё хуже существующей пропускной.

СООТВЕТСТВИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЗАЯВЛЕННЫМ ЗАДАЧАМ

Цель:

Ассоциация понимает и разделяет желание руководства города обеспечить безопасные и комфортные условия для жителей Москвы. Очевидным способом создания нормальной среды обитания для жизнедеятельности города является уменьшение на дорогах транспортных средств, не вовлечённых в обеспечение функционирования города
Цели
Цели

Средство:

Наше предложение полностью соответствует пункту 2 статьи 74 Конституции Российской Федерации и построено на трех обкатанных технологиях в мировом опыте. Это виньет-карта, введение экологических зон и ограничение длины грузовых автотранспортных средств.
Предложение
Предложение

По экологическим требованиям вопросов нет, зоны уже существуют и незнание автора об этом говорит только о его уровне экспертности. Ограничения по длине влияют только на стоимость виньетки, поэтому новизна предложения сводится исключительно к оплате въезда в город.

Вопрос о том, каким образом снизится количество транзитного грузового транспорта по сравнению с текущей ситуацией остаётся открытым. Более того, из-за отсутствия требований к заявителю, содержащихся в текущей пропускной системе, количество грузовиков на дорогах только вырастет, ведь основная мысль автора: "оплатить проезд смогут все; это и есть равные условия для бизнеса". К этой мысли мы еще вернемся.

ПРОБЛЕМА С НАРУШЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ

- Возникают сомнения по соответствию введенных ограничений статьям 8 и 74 Конституции Российской Федерации. Пункт 2 статьи 74 допускает введение «ограничения перемещения товаров» «в соответствии с федеральным законом», но только «если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».
Проблемы с Конситуцией
Проблемы с Конситуцией

Придётся обратиться тексту Основного Закона:

статья 74 Конституции и грузовой пропуск в Москву
статья 74 Конституции и грузовой пропуск в Москву

Начнем с более конкретной ссылки на ч.2 ст.74. Здесь вообще говорить не о чем: с формальной точки зрения и Дептранс, и Правительство Москвы соблюдают все требования. Ограничения вводятся на основании Федерального закона, вводятся временно, вводятся для обеспечения безопасности и охраны природы. Единственный аргумент у инициаторов здесь только то, что якобы:

В понимании общества ограничения становятся постоянными.

Это вообще забавный пассаж, поскольку плата за проезд в виде виньетки есть ничто иное как ограничение. Полагаю, вводимое на постоянной основе. Про то, что нормативно нигде не закреплено это постоянство, и говорить не стоит.
Более того, как мы видим из части 1 той же 74 статьи,
не допускается установление таможенных границ, пошлин и сборов. Объясните мне, плата за провоз груза это что за сбор? Предложение ввести оплату проезда на территорию субъекта вместо бесплатного пропуска и есть нарушение ст.74 Конституции.

Авторы предложения виньета сами того не подозревая обосновывают неконституционность своих инициатив. В каких целях вводится такой сбор? В самом начале тезисов они же сомневаются в цели обеспечения безопасности дорожного движения.

Безопасность дорожного движения
Безопасность дорожного движения

Снятие требований к заявителям, из-за которых в настоящее время и возникают проблемы с оформлением бесплатных пропусков (в частности, например, банальное отсутствие договора перевозки) приведет по мнению авторов к разгрузке дорог, а значит, по их же логике исчезновению безопасных заторов.

статья 8 Конституции и грузовой пропуск в Москву
статья 8 Конституции и грузовой пропуск в Москву

Авторы решили не заморачиваться с обоснованием ссылки на ст.8 Конституции, которую они добавили, видимо, для солидности. Однако, введение платы за проезд вместо бесплатного пропуска, как уже говорилось выше, негативно влияет и на свободное перемещение товаров, и на поддержку конкуренции, и на свободу экономической деятельности.
Плата за проезд по сути это
имущественный ценз. Есть деньги - проезжаешь. В том числе и транзитом для экономии времени, про дизельное топливо и говорить нечего.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. РАСЧЕТЫ

В приведенных авторами расчетах содержатся действительно незначительные суммы, если въезд или проезд по Москве носят эпизодический характер:

Расчеты по удорожанию "виньетных" перевозок
Расчеты по удорожанию "виньетных" перевозок

В анализируемом тексте нет тарифов, поэтому придётся обратиться к расчетам, которые были сделаны новостными ресурсами:

Расчеты стоимости годовой виньетки / Источник: https://zen.ati.su/
Расчеты стоимости годовой виньетки / Источник: https://zen.ati.su/

Как видим, расходы на проезд транзитников окажутся несущественными. А вот для перевозчиков, работающих по Москве на постоянной основе расходы вырастут с 0 для самостоятельных и с 12000-15000 рублей для несамостоятельных заявителей до 127000 - 292000 рублей.

Вместо бесплатного пропуска предлагается купить виньетку за 292000. А если парк 180 машин? Да, получается почти 53 миллиона рублей надо единовременно выложить за хотелки авторов.

Конкуренция? Свобода перемещения товаров?

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕКСТА

Да, в ней приходится сомневаться. Ошибки в фривольном толковании норм, регулирующих процедуру оформления пропусков не единичны. С той же Конституцией мы уже разобрались.

А вот что пишут авторы про разовые пропуска:

- На Официальном сайте Мэра Москвы в разделе «Разовые пропуска на проезд грузового автотранспорта в зонах ограниченного движения» сказано: «Основания для приостановления предоставления услуги (оформления пропуска) отсутствуют». То есть пропуска должны выдаваться всем, у кого есть необходимость в погрузке/разгрузке в Москве или у кого там находится место стоянки транспортных средств.
Основания для приостановления услуги отсутствуют
Основания для приостановления услуги отсутствуют

Тут сразу много всего, но давайте посмотрим, что там про приостановление на мосру:

срок ответа по запросу на разовый грузовой пропуск
срок ответа по запросу на разовый грузовой пропуск

Речь идет о сроке на принятие решения по зарегистрированному запросу. Он составляет 8 рабочих часов и не может быть приостановлен. То есть срок не может быть более 8 часов, он не может быть увеличен путем прерывания или приостановки. При чем тут "то есть пропуска должны выдаваться всем"?
Остаётся только посоветовать авторам читать регламент, а не пояснения для тех, кто не читает регламенты. Там их ждет масса открытий и сюрпризов

- Возможность отказа в выдаче пропуска при наличии оснований на его получение на практике возможно по формальным признакам с возвратом поданных документов перевозчику. Об этом свидетельствует инфографика, размещенная в телеграм-канале «Дептранса Москвы». На наш взгляд, критерии отказа необходимо прописать непосредственно в приказе.
Приказы. Какие приказы?
Приказы. Какие приказы?

Никакой необходимости прописывания критериев отказа в Приказах Дептранса нет. Более того, не в его полномочиях заниматься таким нормотворчеством. Все основания отказов прописаны в Постановлении 379-ПП, с которым авторы явно не знакомы. На сегодняшний день проблема с отказами состоит не в отсутствии прописанных критериев, а в отсутствии обоснований применения оснований для отказов в решениях Мостранса, который очень изощренно толкует нормы регламентов и приравнял причины с основаниями отказов. Решения Мостранс присылает без мотивировочной части, без объяснения, какие именно фактические обстоятельства послужили причиной отказа и применения конкретной нормы с основанием отказа. Всё это активно обсуждается в профессиональном сообществе грузоперевозчиков и владельцев транспортных средств.

И СНОВА О КОНКУРЕНЦИИ

В приведенном выше фрагменте про 8 часов и приостановление услуги есть сентенция о преимуществах обладателей годовых пропусков перед теми, кому нужен разовый.

- Московские перевозчики и автотранспортные компании из других регионов, уже оформившие годовые пропуска, имеют неоспоримое конкурентное преимущество по срокам доставки груза в Москву перед АТП, осуществляющими разовые, спорадические перевозки в(из) Москву, которым в этом случае необходимо оформлять разовый пропуск.

Не очень понятно, каким образом нарушается конкуренция: оформи заранее годовой пропуск и получи преимущества.

К слову сказать, оформление разового пропуска (на срок до 5 дней, кстати), осуществляется за 8 рабочих часов. Оформление заявок на перевозки, как правило, происходит в день, предшествующий погрузке. Выгрузка на самом загруженном плече Питер-Москва осуществляется тоже на следующий день после погрузки. Итого мы имеем момент оформления заявки на перевозку за 2 дня до предполагаемой выгрузки. Даже при погрузке день-в-день в заявкой всё равно остается 1 день на оформление пропуска. При бОльших расстояниях перевозки этот срок ещё больше. Проблемы здесь возникают только при перевозках на меньшие расстояния или в случае подачи машины на погрузку в Москве при их оформлении день-в-день. Что сказать, пропускная система в ее нынешнем виде и призвана отсекать такие спонтанные случаи. Пропуска ввели, чтобы отсекать "случайный" трафик.

Транзит через МКАД, кстати, не разрешен, как уверяют авторы.

Напротив, в нормативно-правовой базе даже существуют такие основания аннулирования пропуска, как нарушение маршрутов, объемов и периодичности, заявленных в запросе на пропуск.

Сама процедура получения пропуска так же выстроена таким образом, что в запросе указываются объемы и маршруты перевозок, для которых и получается пропуск. Так что все в равных условиях, годовой пропуск получается сильно заранее, а именно за 14 рабочих дней; и это сильно нивелирует неудобство срока в 8 рабочих часов, за которые случайным транзитникам приходится оформлять разовый пропуск.

МНИМЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА У ВИНЬЕТОК ПЕРЕД ПРОПУСКАМИ

Поменять шило на мыло
Поменять шило на мыло

Давайте разбираться с мнимыми преимуществами предлагаемой системы виньеток:

В отличии от пропускной системы оно позволяет:
- Создать равные условия для всех участников автотранспортного рынка для въезда в Москву.
- Делает ограничения с уведомительной, а не разрешительной технологией. Основное отличие: при уведомительном принципе необходимо только внести регистрационные данные автомобиля, документ, подтверждающих экологический класс, место погрузки или разгрузки и произвести оплату экологического сбора. Не требуется согласия на получение разрешения на въезд. Таким образом, соблюдается принцип «свободного перемещения товаров».
- Заезд в Москву транзитом экономически становится невыгодным.
- Работа с неполной загрузкой и порожние пробеги становятся невыгодными.
- Экономическая мотивация для замены подвижного состава на более экологичный.
- Время оформления экологического разрешения на въезд не более 10 минут.

Создание равных условий

Не понятно, равные условия для кого имеются в виду. И на сегодняшний день все перевозчики, которые могут подтвердить свои перевозки из Москвы, в Москву и по Москве в равной степени могут оформить как разовые, так и годовые пропуска. Есть проблема с избыточностью перечня запрашиваемых документов, например, сканов СТС и ПТС, об этом чуть ниже. При этом пропуск на сегодня - бесплатный, без дискриминирующего имущественного барьера.

Уведомительный, а не разрешительный характер

Уведомительный характер противоречит самой идее ограничения грузового транспортного потока, его перераспределения на разные времена суток. По сути уведомительный характер означает, что проехать может любой заплативший. Тем более, что по мысли автором всё равно придётся прикладывать договор с подтверждением адресов погрузки и выгрузки. А для чего? Какую роль он играет? Например, если не будет указанных адресов и маршрутов, то что? Какие будут последствия, если заявитель не будет их соблюдать? Такие нормы называются в юриспруденции nudum jus - голове право, т.е. норма, не обеспеченная санкцией, что делает её необязательной.

Есть проблема и с чрезмерностью при проверке предоставляемых договоров, например строго буквальное понимание Мострансом норм договора, которые не имеют отношения к пропускной системе. Выдумывать целую новую систему виньеток, не решающую при этом задач города, нет никакого смысла, проще исключить предоставление сканов ПТС и СТС из обязательных требований, как это уже сделано с водительским удостоверением и диагностической картой (такое требование было в недалеком прошлом)

Невыгодный транзит

Это просто смешно. При необязательности требований по предоставлению подтверждения адресов погрузки и выгрузки (уведомительный же характер, да?) и низкой заявляемой стоимости разовой виньетки (расчеты приводит сам автор) стоимость транзитного проезда сопоставима с платой за проезд по ЦКАД, при этом существенно экономится топливо и какое-то время. Например, перепробег по ЦКАД с М8 на М4 составит на 50 км. и потребует оплату в 720 рублей. по сравнению с проездом по МКАД. 50 км. для фуры это примерно 700 руб. расходов на топливо.
А вообще, с расчетами вышло интересно, рекомендую поэкспериментировать с картой и тарифами росавтодора. Мостранс не так уж и не прав.

ЦКАД против МКАД
ЦКАД против МКАД

Неполная загрузка и порожний пробег

А когда они были выгодные? За исключением случаев, когда за них платят. Тогда всё равно, верно?

Более экологичный подвижной состав

Снова смешно. Уже сейчас существуют ограничения на проезд подвижного состава по зоне МКАД с экоклассом ниже Евро-2, по зонам ТТК и СК - ниже Евро-3. Авторы просто изобретают велосипед.

Время на оформление не более 10 минут

Вот здесь всё верно. Согласен с автором, 8 часов на временный пропуск и 14 рабочих дней на годовой пропуск - это чрезмерное требование, которое не обосновано вообще ничем. На сегодняшний день даже пресловутое "межведомственное взаимодействие" происходит в автоматическом режиме. Базовый регистр уже содержит всю проверяемую информацию, никаких бумажных запросов никуда не отправляется (полагаю 3 календарные недели нужны были на это: отправить письмо и получить ответ). Однако вводить для этого платный въезд смысла нет; всё можно сделать с помощью цифровизации оформления грузовых пропусков, о которой я уже писал. Частично похожая система уже была опробована в период ковидных ограничений на цифровых пропусках для граждан. Накопившийся тогда опыт можно успешно использовать.

ЛОЖНЫЕ ВЫВОДЫ

В заключении авторы приводят краткий перечень выводов по своему предложению с виньетками

Выступает начальник транспортного отдела
Выступает начальник транспортного отдела
а) сделают удорожание товаров минимальным в пределах 1%.

Расчеты, конечно, бесподобные. Цены на перевозки вырастут на 3% при межгороде и на 10% на городские перевозки. Перевозчики этих денег не увидят, они уйдут в бюджет. Пропускная система по сути является квалификационным требованием к перевозке и повышает стоимость таких перевозок с увеличением прибыли перевозчика, особенно при условии самостоятельного (бесплатного) оформления.

б) появится возможность использовать полученные средства для ... городского бюджета

Единственный размуный плюс введения платы за въезд и движение грузового транспорта вместо бесплатных пропусков - это пополнение казны. То есть дорожный сбор. Однако, руководство Мостранса уверяет, что бесплатная государственная услуга останется бесплатной.

в) снизят трафик грузового автотранспорта в Москве.

Спорно и очень спорно. Задачами Мостранса являлось перераспределение грузового трафика на разное время суток. С этой задачей пропускная система справлялась до недавних инициатив с введением ночных пропусков.

Исследование Яндекса - Пробки в Москве: 2013–2017
Исследование Яндекса - Пробки в Москве: 2013–2017

Согласно аналитике затрудненность движения снизилась на 10-15%, что немало в условиях продолжавшегося роста грузооборота и количества личного транспорта (источник: https://yandex.ru/company/researches/2017/moscow_traffic_2017 ). Это было возможно и за счет отсечения транзитного потока в том числе. Виньетеки только сделают проезд возможным для всех, кто сможет заплатить.

г) улучшат экологию

Примерно так же, как это уже делается

Запрет экологические классы
Запрет экологические классы

ГОРА РОДИЛА МЫШЬ

Таким образом, мы видим, что все приведенные предложения либо не имеют смыла, либо уже реализованы, либо противоречат заявляемым задачам и целям:

  • экологические требования уже реализованы
  • вопрос с пробками не решается никак (это даже благо, оказывается); любой желающий встает в затор оплатив проезд
  • проблема с платностью пропусков для некоторых заявителей решается введением платы для всех заявителей; добросовестные самостоятельные заявители, то есть те, кто как раз не платит взяток и не страдает от дополнительных затрат, лишаются такой возможности.
  • проблема с избыточными требованиями к документам решается частично, причем, предлагаемый вариант с непредоставлением скан-копий СТС и ПТС можно реализовать и с текущей пропускной системой
  • стоимость пропусков увеличивается для тех, кто постоянно работает с Москвой. С нуля для самостоятельных заявителей. С 12-15 тысяч для тех, кто прибегает к услугам посредников
  • от введения уведомительного виньеточного порядка выигрывает транзитный трафик. Отсутствие санкций за предоставление недостоверной информации или вообще за непредоставление сведений о маршрутах открывает большие возможности.
  • нарушаются нормы Конституции о запрете дополнительных сборов и поборов.
  • нарушается конкуренция: преимущества получают богатые перевозчики или перевозящие дорогостоящие грузы.

Существующая система пропусков в Москве уже набила оскомину. Особенно невежеством чиновников. Сложностью получения пропусков. Взяткоемкостью. Неумелыми попытками реформирования системы и абсолютно беспрецедентным уровнем обезьяньего регулирования (да, я про смешную чехарду приказов, проектов, постановлений с изменениями, отменами и переносами). Её безусловно надо менять, но предлагаемая альтернатива в виде виньеток больше похожа на детскую ностальгическую по 90м попытку сделать "как в Европе" и представляет собой разновидность карго-культа. Предлагаемая система виньеток не соответствует интересам горожан и города, противоречит поставленным задачам уменьшения пробок и переноса части трафика на ночное время. Предложения носят скорее вредный по сравнению с существующим положением характер, нежели полезный.

ЧТО ОСТАЛОСЬ "ЗА КАДРОМ"?

Вопрос стоит о замене платных пропусков, деньги от продажи которых поступают третьим лицам мимо казны, на легальную оплату, средства от которой поступают в бюджет города.

Иначе в подобных ситуациях высок риск «решения вопроса» с использованием коррупционных инструментов. Показателем реальности данного утверждения может служить объем рекламной информации с предложением платной помощи для оформления пропусков.

На возражение о том, что грузовой пропуск в Москву оформляется бесплатно, адепты виньеток отвечают, что пропуска получить практически не возможно, поэтому их приходится покупать. Однако, помимо части заявителей на пропуска, неспособных оформить их самостоятельно, и поэтому прибегающих к помощи посредников, в том числе рекламирующих свои услуги как коррупционные, существует довольно значительная часть добросовестных заявителей, оформляющих пропуска самостоятельно и бесплатно. Вопрос о том, почему теперь они должны платить немалые деньги из-за пропускных взяткодателей так же остается без внимания авторов. Платить должны все потому что часть владельцев грузовых ТС способна решить вопрос с пропуском только платно и именно их интересы в приоритете, так получается?

С форума дальнобойщиков: я плачу - пусть все платят
С форума дальнобойщиков: я плачу - пусть все платят

Проблему со сложностью оформления пропусков легко решает цифровизация процедуры. Исключение ненужных сканов документов. Так же решится проблема с долгими сроками на принятие решений. Проблема с взяткоемкостью и наличием целой индустрии по продаже пропусков тоже решается автоматизацией и исключением человеческого фактора. Подробнее я писал в этом материале: Цифровизация оформления грузового пропуска в Москву (на МКАД ТТК СК).

Таким образом, даже существующая система оформления пропусков не хуже предлагаемых виньеток; существующие в ней проблемы можно решить, в том числе нормативно-правовыми и административными мерами.

Необходимости на её замену виньетками, особенно с учетом расходов на внедрение, обучение операторов, разработку средств контроля и так далее - нет