Я, как и многие мои сверстники, росла на традициях ленинизма - коммунизма. В каждом захудалом селе, не говоря о городах, стоял памятник вождю пролетариата.
Считай, возле него проходила вся жизнь: линейки, посвящения в октябрята и пионеры, первомайские и октябрьские демонстрации. Вся деятельность советской страны пролетала на глазах у дедушки Ленина.
Вот уж «не сотвори себе кумира», как говорят. «Трощить» памятники начали в Прибалтике, вернее демонтировать.
Прибалты рассудительный народ – свезли бронзовые, мраморные, металлические произведения в музеи.
Из песни слов не выбросишь, что было то было. Советская история на протяжении десятилетий была частью жизни сотен тысяч людей. Все недовольство народа деяниями правящих вождей вылилось на обыкновенные железные болванки.
Это словно собака кусает себя за хвост. И больно, и есть на кого позлиться. Я считаю, что это не уничтожение памятников и прошлого, а уничтожение самих себя. Своей покорности, бессилия, никчемности перед тоталитарным режимом, только с большим опозданием и задним числом.
Я с удивлением смотрела новости по телевизору, когда сносили памятники. Грузия, Казахстан, Украина и пошло, поехало…
Пожалуй, первыми в России, в борьбе с памятниками вождю, стали калининградцы. Влияние Прибалтики сказывается. Потом были другие города. Демонтажи проходили иногда под шумок реставрации площади, как в Липецке. Часто уничтожали ночью, во избежание митингов, протестов недовольных ветеранов.
Втихаря, без суда и следствия, без референдума или с охраной рабочей демонтажной бригады – полицией или ОМОНом, как было в Белгороде, Калуге. Волна разрушений катилась дальше. Депутаты Саратовской думы решили и постановили убрать с глаз пережитки прошлого.
В Рязани и Хабаровском крае собрались заменить Ильича фонтаном ли построить собор. Перенесли монументы в другие места — в Магадане, Краснодаре, Анадыре, Ханты-Мансийске. Уничтожили полностью памятник в Грозном. В северной столице и области демонтировали около ста памятников Ленину.
В Москве из 108 убрали большую половину - 65штук.
Немного статистики: в 2019 году из 5500 памятников в Украине осталось 350, в Прибалтике – 0, в Белоруссии-400 из 600, в среднеазиатских республиках и Закавказье осталось-66%, Молдове-75%, Казахстане-31%.
Переплавка – как продолжение перестройки. Переплавили, разобрали на металлолом, разбили мрамор и гранит на кусочки.
Зачем заливать краской, издеваться?
Почему бы не превратить их в арт - объекты, не отправить в музеи?
Памятники – это знаки восклицания в истории. Да, все когда-то проходит, но несчастен тот народ, который не помнит своего прошлого. Еще более несчастен, когда старается это прошлое с ненавистью уничтожить. Это только моё мнение.
А вы как думаете?