Группа советских военнопленных во главе c М.П. Девятаевым, находясь на работах на аэродроме ракетного полигона Пенемюнде, подготовилась к побегу на бомбардировщике Хейнкель He-111.
В предыдущих двух статьях мы рассказали о том, как М.П. Девятаев стал летчиком, как воевал с 1941 г. и попал в плен в 1944 г., как оказавшись на секретном ракетном полигоне Пенемюнде острове Узедом в Балтийском море, с группой товарищей готовился к побегу на самолете.
Читайте об этом нашем канале «Знание истории России», ссылки даны в конце статьи.
Выдвижение на аэродром и захват самолета
Утром 8 февраля 1945 г. активу группы удалось сформировать две рабочие «пятерки» из подходящих людей для работ на аэродроме. Важную роль в организации побега сыграли лейтенант Иван Кривоногов и артиллерист Владимир Соколов, который знал немецкий язык. Группа из десяти человек работала под присмотром охранника. Находясь на аэродроме, Девятаев выбрал Хейнкель He-111, техники которого, отправились на обед. Иван Кривоногов «обезвредил» конвоира заранее приготовленным, металлическим прутом. С этого момента отступать было нельзя. Так как не все в группе знали о плане побега, Девятаев объявляет намерении захватить самолет. Группе удается скрытно подойти к Хейнкелю, Девятаев с помощью товарищей забирается в кабину бомбардировщика.
Подготовка самолета
Заняв место пилота, Михаил Петрович пытается запустить моторы, но это не удается. Выясняется, что с самолета снят аккумулятор. Все бросаются на его поиск, удача сопутствовала героям, аккумулятор найден, его подвозят на тележке. Получив питание, оживает приборная доска, с самолета снимаются чехлы. Девятаев запускает моторы, слышит восторг товарищей за спиной. Убираются колодки, вся команда забирается в самолет.
В это время начинают заходить на посадку возвращающиеся с фронта «Юнкерсы». Бетонная взлетно-посадочная полоса (ВПП) занята, но и внимание «диспетчера» отвлечено посадкой самолетов. Девятаев выруливает на исходную.
Трудный взлет
После того как сели все Юнкерсы, Девятаев выруливает на ВПП и начинает разбег, однако самолет пронесся до конца полосы, но не взлетел, пришлось экстренно тормозить. Неудачный взлет привлек внимание персонала и охраны аэродрома, у них еще не было осознания, что самолет захватили узники, но в сторону самолета уже началось движение. Несмотря на это, Девятаеву удалось повторно перегнать самолет на исходную позицию на ВПП и начать новый разбег. Приводятся данные, когда самолет уже несся по бетонке, Михаил Петрович догадывается, что проблема в триммерах руля высоты. Ему удается быстро найти рычаг управления и с помощью товарищей, перевести его в положение на взлет, самолет взлетает.
Тревожный полет
Хейнкель беглецов старается быстрее удалиться от аэродрома, там уже поднята тревога. На перехват отправляют возвращающийся с задания истребитель, но у него было мало горючего и боеприпасов, самолет Девятаева ему сбить не удалось. Михаил Петрович, зная, что его начнут догонять по направлению на восток, к фронту, взял первоначальный курс на север, это позволило уйти от преследования. Заранее намеченного маршрута у беглецов не было. Рассматривался вариант лететь на Ленинград, вдоль Балтийского побережья, запас горючего был большой. По пути им попался немецкий караван судов, который прикрывали истребители. Один истребитель подлетел к самолету Девятаева, но убедившись, что «это свой» оставил его в покое. Это показало, что полет вдоль побережья может быть опасным, решили взять курс южнее, к линии фронта.
Жесткая посадка
Внизу стали заметны отступающие немецкие войска, дымы, вспышки артиллерийских выстрелов, это были явные признаки фронта. Здесь к Хейнкелю беглецов приблизился Фокке-вульф-190, но тоже приял его «за своего». А вот советские зенитчики открыли огонь по «вражескому» бомбардировщику Девятаева, самолет получил пробоину крыла. Внизу уже были видны наши солдаты, надо было садиться, лететь дальше на немецком самолете было опасно. Михаил Петрович выбрал площадку в поле и стал заходить на посадку. Следует отметить, что весь полет происходил с выпущенными шасси. При посадке на не подготовленной площадке, шасси сломались, сели «на брюхо».
На земле
Несмотря на то, что при «жесткой посадке» Девятаев и его товарищи получили ушибы и ранения, все остались живы. Полной уверенности, что в прифронтовой полосе попали «к своим» еще не было. Беглецы сняли с турелей пулеметы и первоначально решили скрыться в лесу, но сил добраться до него не было, вернулись обратно к самолету. В дали показались советские солдаты, наконец, бывшие узники оказались среди своих. По словам Михаила Петровича, он и каждый из его команды, в это время весил не более 40 кг. Хейнкель Девятаева приземлился в расположение 61 армии, которая входила в 1-й Белорусский фронт.
В послевоенные годы
Осенью 1945 г. М.П. Девятаев прибыл на базу Пенемюде для доклада известной ему информации «по запросу» Сергея Павловича Королева, который изучал немецкую трофейную ракетную технику.
В 1957 г. М.П. Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. По первому образованию Михаил Петрович был "речник". В конце 1950-х годов он испытывал пассажирское речное судно на подводных крыльях «Ракета», в дальнейшем много лет работал капитаном на речных судах.
Летом 2002 г., происходили съемки документально фильма о подвиге группы Девятаева, во время которых М.П. Девятаев посетил аэродром на полигоне Пенемюнде. Михаил Петрович ушел из жизни 24 ноября 2002 г.
Хотите иметь знания о ключевых событиях и личностях истории нашей страны, подписывайтесь на наш канал «Знание истории России» Нравится статья – пожалуйста, ставьте лайк!
Читайте на нашем канале:
Как советский летчик Девятаев оказался на секретном немецком испытательном полигоне ракет «Фау»
Как летчик Девятаев готовил побег с немецкого ракетного полигона