Найти в Дзене
Народный Фронт

15-летняя Галя Брок, которой было суждено стать легендарной летчицей

В 1941 году 15-летняя москвичка Галина Брок училась в школе и планировала работать в геологоразведочной сфере. Но жизнь пошла по другому сценарию: война, служба в легендарном 125 авиационном полку и 36 боевых вылетов.

Фото: ОНФ
Фото: ОНФ

«В октябре 1941 года, когда немцы рвались к Москве, весь наш класс пришел в райком комсомола и сказал: «Хотим защищать Москву», а я же 1926 года была, нас призывать тогда нельзя было, но самых спортивных из нашего класса отобрали и направили в авиационное училище. Я училась на метеоролога и нам немного преподавали штурманскую подготовку, поэтому в 1943 году 9 человек с нашего потока отправили в Йошкар-Олу, в запасной авиационный полк, для переучивания на штурманов», - вспоминает Галина Брок-Бельцова.

Красивая, но хищная птичка

Девушка даже не мечтала служить в авиации, но все-таки вошла в девятку из 400 претенденток, которых отобрали для обучения на новейшем военном самолете Пе-2, который ласково называли «Пешкой». Он мог пикировать непосредственно на выбранную цель, что существенно повышало точность бомбометания и снижало риск попадания под зенитный огонь противника. Но управлять им было непросто, особенно на полностью покрытыми снегом военных аэродромах.

Фото: ОНФ
Фото: ОНФ

«Первое ощущение от Пе-2 – красивая хищная птица, очень красивая и скоростная машина, но и очень сложная. Она без бомбовой нагрузки 7 тонн весила, да еще 1200 кг бомб, а взлетная скорость 280 км/ч и вот мы несемся по земле, по укатанному аэродрому, кажется пора взлетать, а не можем… Многие не выдерживали и с аэродрома уклонялись. Вождение по курсу, ориентировка, стрельба и бомбометание с пикирования – идешь на пикирование, огромная перегрузка, уши закладывает, из носа кровь течет», - говорит Галина Павловна

В 1944 году Галине присвоили звание младшего лейтенанта и в качестве штурмана пикирующего бомбардировщика Пе-2 направили в легендарный полк Марии Расковой. К тому времени летчицы в Йошкар-Оле уже успели заскучать: «пешки» заносило снегом, чтобы она вырулила, надо было горы снега перебросать, да и питание оставляло желать лучшего.

Фото: ОНФ
Фото: ОНФ

«И вот мы, наконец, прилетели на фронт, а там совсем другая обстановка – из голодной Йошкар-Олы на авиационные харчи – шоколад, сгущенное молоко, галеты, это все неприкосновенный запас, но надо же попробовать, а вдруг испортилось. Нас в полку прекрасно встретили и единственное наше желание было – скорее в бой. На первом вылете мы мало что видели, мало что понимали. Нас вводили в бой обстрелянные, понюхавшие порох люди», - вспоминает фронтовик.

Галочка, Тоська и Райка

Экипаж состоял из трех человек. Галина была штурман, Тося – летчиком, а Раиса стрелком-радистом. Разница в возрасте была значительная, Тося, например, была старше Галины на 8 лет, уже была замужем и имела ребенка. Девушки были дружны, никаких склок в женском коллективе не было. На это просто не было времени, самое главное – работа, тяжелая и ответственная, которая требовала полной самоотдачи. К браваде здесь относились с презрением.

Фото: ОНФ
Фото: ОНФ

«Встречались с ребятами, с летчиками-истребителями, с летчиками-штурмовиками. Штурмовики как-то: «Девочки, мы вам покажем, как летают штурмовики». Села в штурмовик, возле стрелка и вот он показывает на бреющем идет, потом, раз, «свечку». Потом так оборачивается, спрашивает: «Вы так летаете? У вас такие асы, Галочка, есть»? Я говорю: «У нас таких дураков нет». И разговаривать даже нет желания. Привыкаешь к дисциплине, к уважительному отношению к технике. И вот когда такая бравада… Просто презрение, когда человек чем-то кичится», - вспоминает летчица.

В свободное время девушки делали карты, которые складывались в книжечки, изучали район боевых действий. Очень многие шили и вышивали, зачитывались Шолоховым, Эренбургом, Алексеем Толстым, Симоновым, газетными статьями, «Как закалялась сталь» Островского.

Первым делом самолеты, а мальчики потом

О нарядах, прическах и косметике на фронте никто не вспоминал. Стрижка «под мальчика», мужское белье, брюки, гимнастерки и рубашки вместо женской одежды. Никакой парфюмерии, краски, пудры, зубных щеток и пасты. Даже зеркал не было. Только общий кусок мыла в рукомойнике. Жили по принципу «Шинель под себя, шинель под голову». Но даже в таких условиях девушки соблюдали чистоту и порядок, регулярно ходили в баню, а еще плели венки из луговых цветов.

Фото: ОНФ
Фото: ОНФ

«Представляете, что такое вылет? Подготовка, цель, вернулся, покушал, передохнул на нарах, тут же, где аэродром, а кругом поле, лес, цветы, мы иногда даже венки плели. Рабочий день закончился, приходишь в столовую, тебе дают первое, второе, кружку компота. Ты выпила, поела. Пришла в палатку, там матрасы, набитые сеном. Комбинезон сняла и все ложимся друг к другу лицом, экипажами – летчик, штурман, стрелок-радист, повернешься и чувствуешь тело соседа», - говорит Галина Павловна.

А вот с личной жизнью все было строго. Девочки с мальчиками не дружили, а на вопрос «Вы целовались хоть раз?» летчицы строго отвечали: «Нет. Война закончится, тогда начнется наша вторая юность, молодость». Сама Галина со своим будущим мужем познакомиласьеще в Йошкар-Оле, во время тренировок на аэродроме. Командир эскадрильи Георгий Бельцов учил Галину управлять «Пешкой». Всю войну они переписывались, на зависть девушкам она получала от будущего супруга по три письма в день.

Жизнь после победы

После войны она сразу же уволилась, а 7 ноября 1945 года вышла замуж за Георгия. Их семейная жизнь оказалась счастливой, они вырастили троих детей, семерых внуков, прожили вместе почти 60 лет.

Фото: ОНФ
Фото: ОНФ

Галина Павловна окончила МГУ, стала кандидатом исторических наук, в разные годы работала в челябинском военном авиационном училище, уральском аграрном университете, инженерно-строительном институте. Сегодня Галина Павловна - пенсионерка с 30-летним стажем. Она является вице-президентом Союза женщин летных специальностей «Авиатрисса», выступает с лекциями и докладами и не забывает рассказать о героических подвигах советских летчиц.

«Нельзя допустить, чтобы переписали историю. Нужно давать отпор каждому, кто пытается надругаться над памятью героев, отдавших жизнь за Родину!», - считает легендарная летчица.
Фото: ОНФ
Фото: ОНФ

В канун 76-й годовщины Великой Победы Галина Павловна, благодаря помощи Общероссийского народного фронта и партнеров Движения, смогла реализовать свою давнюю мечут – из типографии в свет вышло издание «76 историй и писем о женщинах-авиаторах» (Книга первая). Оно посвящено женщинам-авиаторам – участникам войны 1941-1945 гг. и женщинам-авиатором послевоенного времени.

Как автор идеи и ряда очерков, вошедших в книгу, она надеется, что новая книга, увидевшая свет в канун Дня Победы, является частицей правды о войне.