В 1941 году 15-летняя москвичка Галина Брок училась в школе и планировала работать в геологоразведочной сфере. Но жизнь пошла по другому сценарию: война, служба в легендарном 125 авиационном полку и 36 боевых вылетов.
«В октябре 1941 года, когда немцы рвались к Москве, весь наш класс пришел в райком комсомола и сказал: «Хотим защищать Москву», а я же 1926 года была, нас призывать тогда нельзя было, но самых спортивных из нашего класса отобрали и направили в авиационное училище. Я училась на метеоролога и нам немного преподавали штурманскую подготовку, поэтому в 1943 году 9 человек с нашего потока отправили в Йошкар-Олу, в запасной авиационный полк, для переучивания на штурманов», - вспоминает Галина Брок-Бельцова.
Красивая, но хищная птичка
Девушка даже не мечтала служить в авиации, но все-таки вошла в девятку из 400 претенденток, которых отобрали для обучения на новейшем военном самолете Пе-2, который ласково называли «Пешкой». Он мог пикировать непосредственно на выбранную цель, что существенно повышало точность бомбометания и снижало риск попадания под зенитный огонь противника. Но управлять им было непросто, особенно на полностью покрытыми снегом военных аэродромах.
«Первое ощущение от Пе-2 – красивая хищная птица, очень красивая и скоростная машина, но и очень сложная. Она без бомбовой нагрузки 7 тонн весила, да еще 1200 кг бомб, а взлетная скорость 280 км/ч и вот мы несемся по земле, по укатанному аэродрому, кажется пора взлетать, а не можем… Многие не выдерживали и с аэродрома уклонялись. Вождение по курсу, ориентировка, стрельба и бомбометание с пикирования – идешь на пикирование, огромная перегрузка, уши закладывает, из носа кровь течет», - говорит Галина Павловна
В 1944 году Галине присвоили звание младшего лейтенанта и в качестве штурмана пикирующего бомбардировщика Пе-2 направили в легендарный полк Марии Расковой. К тому времени летчицы в Йошкар-Оле уже успели заскучать: «пешки» заносило снегом, чтобы она вырулила, надо было горы снега перебросать, да и питание оставляло желать лучшего.
«И вот мы, наконец, прилетели на фронт, а там совсем другая обстановка – из голодной Йошкар-Олы на авиационные харчи – шоколад, сгущенное молоко, галеты, это все неприкосновенный запас, но надо же попробовать, а вдруг испортилось. Нас в полку прекрасно встретили и единственное наше желание было – скорее в бой. На первом вылете мы мало что видели, мало что понимали. Нас вводили в бой обстрелянные, понюхавшие порох люди», - вспоминает фронтовик.
Галочка, Тоська и Райка
Экипаж состоял из трех человек. Галина была штурман, Тося – летчиком, а Раиса стрелком-радистом. Разница в возрасте была значительная, Тося, например, была старше Галины на 8 лет, уже была замужем и имела ребенка. Девушки были дружны, никаких склок в женском коллективе не было. На это просто не было времени, самое главное – работа, тяжелая и ответственная, которая требовала полной самоотдачи. К браваде здесь относились с презрением.
«Встречались с ребятами, с летчиками-истребителями, с летчиками-штурмовиками. Штурмовики как-то: «Девочки, мы вам покажем, как летают штурмовики». Села в штурмовик, возле стрелка и вот он показывает на бреющем идет, потом, раз, «свечку». Потом так оборачивается, спрашивает: «Вы так летаете? У вас такие асы, Галочка, есть»? Я говорю: «У нас таких дураков нет». И разговаривать даже нет желания. Привыкаешь к дисциплине, к уважительному отношению к технике. И вот когда такая бравада… Просто презрение, когда человек чем-то кичится», - вспоминает летчица.
В свободное время девушки делали карты, которые складывались в книжечки, изучали район боевых действий. Очень многие шили и вышивали, зачитывались Шолоховым, Эренбургом, Алексеем Толстым, Симоновым, газетными статьями, «Как закалялась сталь» Островского.
Первым делом самолеты, а мальчики потом
О нарядах, прическах и косметике на фронте никто не вспоминал. Стрижка «под мальчика», мужское белье, брюки, гимнастерки и рубашки вместо женской одежды. Никакой парфюмерии, краски, пудры, зубных щеток и пасты. Даже зеркал не было. Только общий кусок мыла в рукомойнике. Жили по принципу «Шинель под себя, шинель под голову». Но даже в таких условиях девушки соблюдали чистоту и порядок, регулярно ходили в баню, а еще плели венки из луговых цветов.
«Представляете, что такое вылет? Подготовка, цель, вернулся, покушал, передохнул на нарах, тут же, где аэродром, а кругом поле, лес, цветы, мы иногда даже венки плели. Рабочий день закончился, приходишь в столовую, тебе дают первое, второе, кружку компота. Ты выпила, поела. Пришла в палатку, там матрасы, набитые сеном. Комбинезон сняла и все ложимся друг к другу лицом, экипажами – летчик, штурман, стрелок-радист, повернешься и чувствуешь тело соседа», - говорит Галина Павловна.
А вот с личной жизнью все было строго. Девочки с мальчиками не дружили, а на вопрос «Вы целовались хоть раз?» летчицы строго отвечали: «Нет. Война закончится, тогда начнется наша вторая юность, молодость». Сама Галина со своим будущим мужем познакомиласьеще в Йошкар-Оле, во время тренировок на аэродроме. Командир эскадрильи Георгий Бельцов учил Галину управлять «Пешкой». Всю войну они переписывались, на зависть девушкам она получала от будущего супруга по три письма в день.
Жизнь после победы
После войны она сразу же уволилась, а 7 ноября 1945 года вышла замуж за Георгия. Их семейная жизнь оказалась счастливой, они вырастили троих детей, семерых внуков, прожили вместе почти 60 лет.
Галина Павловна окончила МГУ, стала кандидатом исторических наук, в разные годы работала в челябинском военном авиационном училище, уральском аграрном университете, инженерно-строительном институте. Сегодня Галина Павловна - пенсионерка с 30-летним стажем. Она является вице-президентом Союза женщин летных специальностей «Авиатрисса», выступает с лекциями и докладами и не забывает рассказать о героических подвигах советских летчиц.
«Нельзя допустить, чтобы переписали историю. Нужно давать отпор каждому, кто пытается надругаться над памятью героев, отдавших жизнь за Родину!», - считает легендарная летчица.
В канун 76-й годовщины Великой Победы Галина Павловна, благодаря помощи Общероссийского народного фронта и партнеров Движения, смогла реализовать свою давнюю мечут – из типографии в свет вышло издание «76 историй и писем о женщинах-авиаторах» (Книга первая). Оно посвящено женщинам-авиаторам – участникам войны 1941-1945 гг. и женщинам-авиатором послевоенного времени.
Как автор идеи и ряда очерков, вошедших в книгу, она надеется, что новая книга, увидевшая свет в канун Дня Победы, является частицей правды о войне.