Плагиат... Бесконечная тема окололитературных конфликтов. И что действительно считается плагиатом?
Словари и справочники дают разнообразные определения, сводящиеся, в общей сложности, к тому, что плагиат — воровство материала и идей, но вопрос границ плагиата тонок. Если вдуматься: «идеи витают», все слова и понятия придуманы, знакомые словосочетания, шаблоны иногда просто необходимы для того, чтобы идея «работала.
Где она — граница плагиата?
Почему понятие «плагиат» становится зыбким и вызывает «ломание копий» между сторонниками авторов, которые толкуют определения и нормы в свою пользу?
Я могу сказать одно. Украсть можно лишь что-то личное, то есть продукт творческих усилий автора, продукт его ума. А если автор просто «взял попользоваться»? Если идея или продукт «оторваны» от истоков, являются неким «обезличенным» материалом и инструментом поля деятельности?
ШАБЛОНЫ
Есть общеизвестные приёмы и факты, есть привычные шутки и шаблоны, есть классические примеры. Использование такого материала плагиатом не является однозначно. Если вы, доказывая свою идею, приводите в пример известный многим факт, например, смешной шаблон кинематографа, то вас не должно возмущать, что кто-то в своей работе указывает этот же шаблон. Потому что он — не ваш, продуктом вашего ума не является и даже применение его именно в вашей области деятельности — вопрос спорный.
Я не призываю плагиатить произведения, доказывая, что использованная автором калька несчастной любви или потерянной туфельки неоригинальна. Дело не в этом. И даже не в том, что приведенные шаблоны уже давно являются обезличенным капиталом литературы и не только её.
Мы читаем произведения, которые нам нравятся, именно из-за авторского видения, его личных находок, умения показать своё, оригинальное, отличное от остальных мнение. И даже привычные, устойчивые словосочетания и фразы, умело приведённые автором, «работают» на его идею. И плагиатом не являются.
ОБРАЗЫ, МЕМЫ
Приёмы, ставшие «классикой жанра» благодаря культовым фильмам, мемам, книгам — становятся общим наследием в тот момент, когда перерастают в стилистику. Если вам нравятся эти образы, не стоит их «персонализировать». Их знают многие. Вспомните, чьи в лесу шишки? Не плагиат.
ЦИТИРОВАНИЕ
А если подача материала требует строгих определений? Если для написания авторского произведения необходимо цитирование чужого аутентичного текста или идеи? Всё очень просто. Есть правила цитирования. Текст, оформленный по правилам цитирования, плагиатом не является.
КОМПИЛЯЦИЯ
Зато есть другая крайность – своеобразное злоупотребление цитатами. Не знаю, встречали ли вы когда-нибудь материал, состряпанный из подобранных цитат. Даже с соблюдением правил копирайта такое произведение плодов авторских исследований не содержит и называется мягким словом «компиляция». Да, этот материал переработан и подготовлен, «мозаика» сложена и подогнана, плагиатом не является. Но является, по сути, синтетическим «наполнителем», «халтурой».
РЕРАЙТИНГ
При написании статей частичного рерайтинга источников избежать не удастся. «Что такое «рерайтинг»? Это пересказ материала. Вот вы знаете некоторые формальные тезисы, но искать источники вам неохота, и потому вы просто пересказываете некогда воспринятые идеи своими словами. В этом случае важен способ подачи. Автор, который упоминает эти тезисы как общеизвестные, а лучше с указанием источника, плагиатором не является. Он пользуется сведениями как подпорками, чтобы привести читателя к своей личной находке или итогу размышлений.
Если рерайтинг в тексте занимает центральное место и исподволь выдаётся за авторскую находку, – плагиат идеи во всей красе. Чаще всего такой фол допускают авторы развлекательных статей, являющихся своеобразным «сборником ляпов» или формальных статей-классификаторов. Авторы таких статей могут однажды с удивлением обнаружить, что используемые ими в своих опусах факты вовсю пользуют и иные авторы. И хорошо, если такой «писатель» будет самокритичен и вспомнит, откуда он собирал свои «оригинальные» тезисы.
Я не могу однозначно сказать, что вышеизложенное является результатом только лишь моих трудов. Эта статья частично рерайтинг, конечно. Зачем она и о чем? Напомню еще раз самые распространенные виды плагиата:
1. ГИБРИДНЫЙ плагиат – переработанные части чужого текста, смешанные с прямым цитированием этого же текста.
2. ДУБЛИРОВАНИЕ, автоплагиат, самоплагиат – автор текста переносит его части в другое собственное произведение.
3. ИМЕННОЙ, заимствование ФИО, названий организаций и т.п., не имеющих никакого отношения к авторскому тексту. Указание их в собственном тексте в качестве ссылки на авторитет.
4. КЛОНИРОВАНИЕ или полный плагиат, стопроцентное заимствование чужого.
5. КЛЮЧ, использование чужого текста с изменением ключевых слов, словосочетаний, предложений, но с сохранением чужого смысла.
6. КОПИРОВАНИЕ, прямой плагиат – заимствование части текста без оформления цитирования и указания источника.
7. МОЗАИКА, «лоскутный» плагиат – кража мелких частей чужого текста и «разбрасывание» их по собственному тексту.
8. ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ, использование чужого текста с изменением некоторых слов, синтаксических конструкций в качестве собственного.
9. ПЛАГИАТ ИДЕИ, заимствование идеи и ее перенос из чужого произведения в свое.
10. РЕМИКС, МЭШАП, создание единства на основе смешения заимствованных частей из разных чужих текстов.
© Синий Сайт. Автор: Тим Яланский
Группа в ВК Синий Сайт
Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее!
Приносите своё творчество на Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен.