Найти тему

ПРИЛЕТЕЛИ?

Очередная лента, представляющая новое русское кино о войне, это драма о советском летчике, названная его фамилией – «Девятаев». Совместный продукт режиссеров Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова вышел в прокат в канун майских праздников. И, конечно, его продвижение по традиции современного отечественного киноменеджмента сопровождалось агрессивной рекламой на уровне экстатических заклинаний об удивительной истории, рассказанной в этой ленте.

О ней я читал еще в школьные годы. И, в самом деле, повесть о том, как советский летчик Михаил Девятаев убежал из плена с секретной базы на острове Пенемюнде, угнав секретную модель немецкого самолета, поразила мое воображение еще много лет тому назад. Правда, со временем выяснились еще более интересные подробности, часть которых нашла отражение в картине, часть осталась за кадром, а некоторые из них явились порождением коллективного сознания мужского квартета сценаристов. В частности, история отношений Девятаева и его друга-летчика Николая Ларина, перешедшего на сторону врага. Но чего не сделаешь ради того, чтобы удержать зрительское внимание на протяжении двух часов экранного времени. Заметим также, что аналогичный вариант авиапобега из фашистского плена случился во время войны еще несколько раз.

Фильм был снят в бойком производственном темпе (съемочный период длился менее года), зато рекламная кампания шла размеренно и неотвратимо. Результат налицо – все аффилированные с проектом СМИ взахлеб повествуют о том, что надо идти смотреть данную ленту. Еще бы! Она поддержана самим холдингом ВГТРК, чья представительница по фамилии Златопольская даже попробовала себя на ниве актерского искусства, сыграв татарскую супругу Девятаева по имени Фая. Как видим, традиция использования родственных связей однофамильцев продолжает утверждаться в нашем родном кино.

Многое в адекватности восприятия столь непростой с точки зрения постановочных и визуальных моментов решений картины зависело от выбора исполнителя главной роли. Первоначально планировавшегося Данилу Козловского все-таки заменили на Павла Прилучного, знаменитого «мажора» российского ТВ. И никто бы не возражал, если бы Павел хотя бы немного…похудел, потому что ему предстояло сыграть хотя и летчика, но летчика, оказавшегося в немецком лагере. Увы! Гримеры хотя и старались, но никак не моги «скрыть» от камеры вполне раздобревшее лицо актера. Он очень старается изобразить силу через боль и страдание, но мне ему трудно поверить. Впрочем, подобная творческая проблема настигает любого современного режиссера и актера, коль скоро они решаются снимать кино про войну и про пленных. Отсюда – и некоторая приблизительность в показе личности главного героя, чья энергия, решительность и таланта летчика и стали главными факторами успешности дерзкого побега.

Собственно, процесс подготовки этой акции, ее ход и финал и есть главные драматургические элементы, из которых и сложен фильм Бекмамбетова-Трофимова. Все остальное – не более чем фабульный гарнир, которым авторы приправили свое экранное блюдо, достаточно острое на вкус. Однако и у этого рецепта есть очевидный визуальный ингредиент, которому суждено увлечь публику, особенно молодежную. А заключается он в стилистике компьютерной игры, которая и «помогла» авторам «Девятаева» сотворить зрелище воздушной погони за угнанным самолетом, а еще раньше эффектно продемонстрировать на экране талант летчика, которым обладал главный герой.

В этом аспекте создатели нынешней драмы о побеге следуют традициям отечественного кино о воздушных асах. Недаром в продвижении ленты была использована песня «Любимый город» из довоенной картины «Истребители». Исподволь, где прямыми цитатами, где намеками, творцы фильма вызывают соответствующие ассоциации – от чкаловского пролета под мостом до полных драматизма предфинальных кадров из «Хроники пикирующего бомбардировщика». Только вот эти сравнения не идут на пользу ленте «Девятаев» потому, что мы видим на экране, скорее, битву «железок», чем отчетливые человеческие судьбы и характеры. Компьютерная игра так и остается компьютерной игрой. И даже трагическая развязка отношений Девятаева и Ларина (Павел Чинарев), предавшего друга и Родину, не способна пробудить сочувствие и сопереживание. Что и сказывается в той скороговорке в финальных эпизодах ленты о дальнейшей судьбе Михаила Девятаева, ставшего Героем Советского Союза, и якобы (согласно финальному титру картины) помогшего СССР запустить первый искусственный спутник Земли.

Здесь мы как раз и получаем яркий пример той самой «постправды», когда важнее воздействовать на эмоции воспринимающей аудитории, чем спокойно и объективно изложить факты. А они заключаются в том, что в угнанном самолете хранилась важная документация по созданию немецких ракет «фау-1» и «фау-2». Легенда гласит, что Сергей Павлович Королев, ознакомившись с этими бумагами, понял, что советским ученым необходимо искать свой вариант создания космической ракеты, отказавшись от копирования немецких вариантов. Вот, собственно, и вся правда о влиянии подвига Девятаева на советскую космическую программу. Кто хочет, может проверить факты и соответствующие свидетельства (фильм консультировал сын Девятаева), а также прочесть две документальных книги самого героя.

Гораздо больше меня волнует развитие темы плена во время Великой Отечественной войны. Почему-то за последние годы нам показывают в российском кино исключительно варианты побегов наших военных из их лагерей. Сначала просто-напросто Константин Хабенский поднял восстание в Собиборе. Потом Саша Петров уселся на танк Т-34 и лихо рванул прочь, на свободу. Нынче Павел Прилучный сотоварищи залез в немецкий секретный «хейнкель» и улетел на Родину, не обещая вернуться. Если тенденция сохраниться, то вполне вероятно, что скоро нам покажут душераздирающую драму о том, как наши смелые моряки сбежали из немецкого плена...на немецкой же подводной лодке. Вот это будет кино так кино….

Сергей Ильченко