Найти в Дзене
Любовь Валынкина

Медоносное лето. Гроза.

Здраствуйте все, я инвалид 1 группы. Сегодня я продолжаю публиковать повесть деда Петрова Андрея Дмитриевича с разрешения Петрова Михаила Андреевича.

31 ИЮЛЯ. К концу дня, когда жаркое июльское солнце склонилось к вершине северо-западного хребта, и дневная жара стихла, далеко на северо-западе мы заметили хаотическое нагромождение кучевых облаков. Их верхнии ярусы, освещенные солнцем, сияли белоснежным блеском. А ниже этой красоты из- за дальних сопок видневшихся на горизонте, выплывала черная туча. Время от времени тонкие змейки молний то вниз, то вкось прочерчивают её, словно стремились рассечь на мелкие куски. Слышалось уже раскаты грома. Чувствовалось приблежение грозы. И не верилось, что после такой прекрасной погоды, какая стояла все эти дни, нас начнет поливать грозовой дождь. И не верится, что он и сюда придет.

Жора первым заметил эту тучу и незамедлительно отреагировал:

-Дмитрич, посмотри, какая страсть надвигается,-сказал он, указывая в ту сторону откуда надвигалась туча. К ночи пожалуй и у нас хлестать будет.

Но туча еще далеко, и мне не хотелось дождя.

-Зачем панекуешь? Может обойдет нас...

-Как бы не так!- грубо возвразил Жора.-Когда ты видел, чтобы тучи обходили нас? Да никогда! Любая тучка, с какой бы стороны не заходила обязательно приходит к нам. Неужели ты этого не понимаешь?!

-Ну уж, невсегда...Ты говоришь так, словно очень уж желаешь дождя,-настойчивость Жоры я ставлю ему же в вину.

А в сущности-то нам обоим очень не хотелось его, потому что он смоет остатки нектара с отцветающих лип. А это значило, что после дождя взяток прекратится. Мы потеряем по меньшей мере по три кг меда на семью. А кто из пчеловодов желает этого?!

-Вот посмотришь, к ночи грозовой ливень разразится,-не унимается Жора Иванович.

-Что, твой барометр предсказывает?- теперь уж с издевкой говорю я, вспомнив о Жорином барометре.

-Барометр я давно уж сжег, разжигая костер. А сейчас я без барометра вижу, пойдет дождь...

-Ну и пусть! Теперь нам не страшно: мед сдали, липа отцветает и нам тут больше нечего делать. Будем заказывать машины.

-Удирать не торопись, тут еще взяток не кончился...

Ну и Жора, так и хочет поспорить; он обязательно находит тему для противоречий.

-Взяток подошел к концу,- упорствую я.- А если пройдет ливень, да еще грозовой, то его здесь и в помине не будет. Все, все, Жора, конец взятку!

-Плохо ты знаешь медоносы тайги,-после липы зацветет элеутерококк. Он тоже хороший медонос.

-Значит, будем ждать чуда? Ты надеешься еще на элеутерококк? Может расчитываешь еще одну откачку сделать и с этого медоноса? Но он тоже отцветает! Если с него пчелы и пренесли что-то мед-то этот уже у нас в бидонах.

-Элеутеракокк еще не зацветал. Он только в августе зацветет. Я хорошо знаю этот медонос!

-Если бы знал, не был бы так уверен. Он давно уж цветет!-заявляю я с полной уверенностью, потому что на моем точке сохранился небольшой кустик этого медоноса, за которым я наблюдаю со дня приезда. А он давно уж цветет.

Жора не соглашается со мной. Он яростно отстаивает свою точку зрения, и у него имелось для этого основание. Когда-то колхозная пасека, которой он заведовал стояла в Дичуне. И он много лет видел это растение. Там он цвел в августе.

-Нет! Элеутерококк зацветает в августе! Липа отцветает, а он начинает цвести!- кричит он.

-Спокойно, Жора, не выходи из себя. Я докажу тебе: элеутерококк цветет уже.

-Не докажешь!

-Ты уверен?

-Вполне!

-Сейчас увидишь,- говорю я и, прихватив топорик, удаляюсь на свой точек. Я срезал веточку этого медоноса с реденькими куполообразными небольшими бутончиками, с мелкими бледноватыми цветочками. Я подношу эту ветку Жоре.

-Вот, смотри, что это?

Жора внимательно рассматривает ветку. Он мог бы и не признать в ней этот медонос, но колючие шипы, на стебле, смущают его, не дают возможности возразить.

-Элеутерококк,- произносит он в удивлении,-Как же так, он ведь цветет в августе? Непонимаю...

-Меня упрекнул, я не знаю таежные медоносы, а сам? "Непонимаю",- Да что тут понимать?!-внушаю Жоре.- Нельзя рассуждать или, или-или цветут, или нецветут. Нужно учитывать рельеф месности. На южных склонах растения раньше зацветают, а на северных и в распадках-позже. Вот чего ты не учитываешь! Наверное, в Дичуне-то, где стояла твоя пасека, глубокие распадки или северные склоны. Там, наверное, это растение и сейчас еще не зацветало. Здесь же другое дело, рельеф не тот...

Жора согласился, и спор наш на этом прекратился.

Пока мы дискутировали, туча неумолимо приближалась. Она окружала нас с трех сторон: с севера, северо-запада и запада. С заходом солнца белизна кучевых облаков исчезла. Они помутнели и уже нависали над нами. Всплески теперь уж огромных молний беспрерывно освещают хребты сопок и таежную растительность, покрывающую их. Уже слышится раскат грома. Сомнения окончательно исчезают: вот -вот начнется ливень. Дождь на ночь, да к тому же с такой сильной грозой вызывает тревожное беспокойство и сдавливает душу. И мы готовимся к нему, словно к величайшему сражению. Натягиваем получше палатки и закрепляем их, чтобы в случае бури не сорвало ветром, прибираем дрова под навесик, нахлобучиваем крышки на ульи, которые были приподняты для лучшей вентиляции, прячем продукты в пустые бидоны и плотно защелкиваем их крышки, чтобы в них не попала дождевая вода. И дождь нам уже не страшен.

И он начался. После ослепитеььной вспышки молнии и оглушительного удара грома в воздухе зашумели дождевые капли, глухо забарабанившие по листьям деревьев и полотну палаток. Но это только разведка. Настоящий ливень разразился после минутной паузы.

Блек вынырнул из кустов и улегся под навесиком, прижавшись к моим ногам.

-И э-эх, началось!- закричал Жора и улепетнул в свою палатку. А я молча-в свою." Пусть льет, здесь не страшно,"- проносилось в голове. Конечно, палатка не каменное или деревянное здание, которое может предохранить от грозы, однако в ней все таки спокойней. Я вытягиваюсь сверху постели и вслушиваюсь в свирепствующую грозу и ливень.

Заснуть в такую погоду невозможно. И это не потому, что удары грома тревожат и отгоняют сон, а потому, что тревожные мысли держат организм в сильнейшем напряжении.

Черная-черная ночь то и дело освещается огромными фиолетовыми молниями и все сотрясается от раскатов грома. На своем веку я много видел сильнейших гроз, но такой еще никогда." И откуда берется такая силища?!" Что можно ей противопоставить, чтобы укротить? Конечно же, ничего,-думаю я и чувствую себя очень маленьким, в тысячу раз меньше муравьишки и таким беспомощным, словно младенец. На самом деле, что мог я, да и любой кто-либо, противопоставить, чтобы усмерить эту стихию! Пришлось спокойно лежать и ждать, когда она утихомирится. Но вот, огромный сгусток огня вспыхивает, охватив все пространство над палаткой и одновременно с этим страшный взрыв грома, словно тысячу огромных бомб разорвалось, одновременно в одном месте. Молния ударила где-то совсем рядом, так что жарким воздухом пахнуло от нее. Жора не выдержал этого удара. Он покинул свою палатку и тут же появляется в моей.

-Заделай вход-мошка налезет!-кричу я, стараясь перекричать шум ливня.

-Нет ее, такая страсть-медведя захлещет, а не то чтобы мошку.

-Все равно заделай!

-Бог взбесился, бог взбесился, Дмитрич! Рядом ударило.-снимая с головы капюшен мокрой энцефалитки, бормотал Жора.

-Ну и что? Рядом ударило так и бежать скорей?

-Что, что! Ты же сам говорил, по березкам гроза не бьет.

-Говорил, -отвечаю я и тут же высказываю другое мнение вызванное этой грозой.- Наверное самый убежденный безбожник, попав в такой ад, вспомнит о боге и начнет крестится.

-Говорил когда не было грозы. Но сейчас в этом не уверен-вдруг саданет и по березке!

Жора махнул рукой: и бесшабашно произнес:

-Пропадать так вместе!

И тут в памяти моей воскрешается случай из фронтовой жизни, чем-то напоминающий этот, и я рассказываю его Жоре, который пристроился рядом.

-Однажды наш разведвзвод, придя с ночного задания, окопался на отлогом склоне, который спускался к неширокой пойме какой-то речушки. Каждый из нас вырыл неглубокую ячейку, ну примерно в пояс. Пока немец не обстреливал, мы общались между собой, то есть собирались по двое или трое у чьей-либо ячейки, курили, болтали и наблюдали за воздушными боями наших истребителей с немецкими "мессерами"- тоже истребителями. И вот, мы увидели, как со стороны Ржева появилась группа немецких бомбардировщиков. Все притихли и насторожились-не нас ли будут бомбить? Их было 12 и летели они на огромной высоте. То были"хенкели":- самые крупные немецкие бомбардировщики. Они шли прямо на нас. Мы разбежались по своим ячейкам. Я сидел на краю своей и неотступно наблюдал за самолетами.

Между прочим, скажу, солдаты в большинстве своем не выдерживают подобного зрелища. В таких случаях они падают на дно окопчика вниз лицом, поэтому не видят, что происходит в воздухе. Я же вел себя совсем по-другому. Это не потому, что я такой смелый, а такая видно у меня натура-смотреть на опасность до последнего мгновения. Вот и в этот раз я смотрел на важно плывущие в воздушном океане, подернутым легкой дымкой, "хейнкели" и прикидывал в какой точке они сбросят бомбы. Если сбросят слишком рано, бомбы разорвутся недолетая. Если же запаздают,-уйдут в тыл- тоже не заденут. А если вот из этой точки, все будет кончено,- думал я сидя на краю окопчика. И самолеты вывалили свой страшный груз из этой точки. Да в таком количестве, что и вообразить трудно! Каждый из них сбросил не менее по 20-30 штук! По первости они блестнули маленькими звездочками, похожими на листовки. Но спустя считанные секунды послышался свист, который развеял всякие иллюзии-бомбы!!! С каждой секундой свист их усиливался и вот уж они приближали ь к земле. Я упал на дно окопчика без всякой надежды выжить. И вот в этот- то момент один из солдатиков,чей окопчик находился в метрах в трех-четырех от моего не выдержал и перемахнул в мой. Он прижал меня сверху, и я чуствовал, как тело его трепетало от страха. Прогонять его было уже поздно, и я подумал точно как ты: пропадать так вместе...

Бомбы яростно рвались по пойме, а четыре из них-в нашем расположении. Трое из 18 оказались убитыми-они тоже бросили свои окопчики и бомбежка их застала сверху- а в окопчик солдата, который пролежал бомбежку на мне, прямое попадание. Вот ведь какие чудеса бывают на свете!

-Да-а, ты счастливый,-сказал Жора, вслушиваясь в удалявшиюся грозу. Кто знает, какой я. Счастье-то оно складывается из многих факторов. Но в этом отношении, повидимому,- да...

-А что с тем солдатиком потом стало?- заинтересованно спросил Жора, примеряя его положение к себе.

-Не знаю,- ответил я.- Вскоре меня ранило, и я попал в госпиталь. Он еще был жив.

-Хорошо,- обрадовался Жора,- значит и я буду жить после этой страсти. Ведь я в положении того солдатика...

-Конечно, хорошо! В двоем- то и проподать не страшно, как говоришь ты. Тогда почему же не хочешь ехать со мной на луга? Такая страсть может и там припереть. Может ведь такое случиться? Вот уж страха-то натерпишься!

-Да я уж переиначил...

-То есть, как переиначил?

-Как, как, еду с тобой!

Правду говорят,- мужик не перекрестится, пока гром не грянет. Гроза повлияла на настроение Жоры. Он решил ехать со мной. И я рад этому.

-Вот здорово! Значит, опять вместе!- кричу я и наваливаюсь на Жору, стараясь подмять его под себя. Жора не жалея сил старается вывернутся.

Пока мы болтали ливень прекратился. Основная туча перевалила за юго-восточный хребет, хотя и молнии пересекали точек. Под брезентом пола забегали мыши, которых на время ливня не было слышно. Гроза, повидимому и на них действует. Подал свой голос и Блек. Он вылез из под навеса и, как всегда,заступил на свое ночное дежурство. Все это улучшило настроение.

-Молодец, Блек,- кричу я , охваченный радостным чувством,- Знаешь свое дело.

Но Жора возмущается.

-Что он знает?! Паршивый кобель! Снова не даст выспаться. Каждую ночь как заводной.

-Перетерпим ночку-то. Ливень, да еще с грозой поставил точку на медосборе. Это уж точно! Хорошо бы завтра выбраться от сюда.

-Выберемся, -уверяет меня Жора,- С утра начнем хлопотать транспорт.

-Увидим. Утро вечера мудреннее.

Так закончился и этот день медосбора.

Продолжение следует.

Оглавление:

1. На медосборе.

2. Медоносное лето. Атаки муравьев.

3. Медоносное лето. Улетел рой.

4. Медоносное лето. Война с мышами.

5. Медоносное лето. Ссора с Жорой.

6. Медоносное лето. Встреча с медведем.

7. Медоносное лето. Непогода.

8. Медоносное лето. Барометр.

9. Медоносное лето. Пчеловод Балабанов.

10. Медоносное лето. Клещи.

11. Медоносное лето. Филосовские мысли.

12. Медоносное лето. Спор.

13. Медоносное лето. Расследование.

14. Медоносное лето. Многокорпусные ульи.

15. Медоносное лето смерть маток.

16. Медоносное лето. Охотник-пчеловод.

17. Медоносное лето. Медоносы августа.

Спасибо за прочтение, если понравилось ставте лайки и подписывайтесь на мой канал. Фотографии взяты из свободных источников интернета.