Найти тему

Спектакли в записи: смотреть или не смотреть?

Оглавление

Если бы наши любимые спектакли могли идти вечно! Но спектакль — не кино. Спектакль — он здесь и сейчас. И каждый раз он рождается заново. Актеры создают его на глазах у зрителей.

Но актеры взрослеют. Или переходят в другой театр. Или... не будем о грустном. Режиссер ставит спектакль в определенном историческом контексте, поэтому с течением времени он устаревает, а зрители перестают покупать на него билеты. И спектакль снимают.

Есть и спектакли-долгожители. «Старая актриса на роль жены Достоевского» шла на сцене МХАТа им. М. Горького 30 лет! А «Мой бедный Марат» в Театре имени Моссовета — 20. Причем актерский состав в них не менялся.

Но не все спектакли уходят безвозвратно. Многие сохраняются в записи. И безусловно, это хорошо. Но неоднозначно.

Минусы

Однажды я увидела в программе ТВ спектакль Русского театра «Ужин» с народным артистом СССР Ростиславом Янковским и народным артистом Беларуси Юрием Сидоровым. Дело было летом, до начала нового сезона далеко, а в театр хотелось. И я включила телевизор. И не смогла досмотреть. Не зацепило. Но осенью я купила билет и отправилась в театр. Спектакль шел на Малой сцене, где актеры — на расстоянии вытянутой руки. Я боялась пошевелиться, чтобы не упустить ни слова, ни жеста. Это был удивительный спектакль. Хотелось запомнить почти каждую реплику. И с тех пор я не доверяю видеозаписям.
Ростислав Янковский в спектакле «Ужин». Фото: НАДТ им. Горького rustheatre.by.
Ростислав Янковский в спектакле «Ужин». Фото: НАДТ им. Горького rustheatre.by.

1. Запись — это взгляд режиссера, оператора. И вместо общего плана порой хочется увидеть крупный, причем совсем не того актера, которого держит камера. А в зале мы сами выбираем, на кого смотреть.

2. Как бы здорово ни был снят спектакль, в нем все равно нет той энергетики, которая ощущается, когда смотришь из зрительного зала. Нет сопричастности.

Плюсы

Сейчас зритель может найти не только видеозапись, но и посмотреть онлайн-трансляцию. И не только из дома, но и в кинотеатре. И не только из отечественного, но даже Шекспировского театра «Глобус» или «Метрополитен оперы». И это здорово по многим причинам.

1. Не у каждого есть возможность сгонять на спектакль в Лондон и даже в Москву. И где-нибудь на Сахалине гастролей столичного театра можно не дождаться. Поэтому онлайн-трансляция или видеозапись — единственная возможность посмотреть лучшие постановки.

2. Если спектакль уже снят со сцены, только видеозапись может напомнить любимые моменты и лица.

3. Во время карантина для многих театралов настоящим спасением стали такие вот виртуальные походы в театр.

И все же...

У меня в ноутбуке есть «Месяц в деревне» Брестского драмтеатра, в который когда-то я влюбилась без памяти. И «Возьмите зонт, мадам Готье» Театра им. Е. Вахтангова, который я не успела посмотреть на сцене, а хотелось бы, потому что в нем играет Андрей Ильин. Оба спектакля живут в ноутбуке давно. Но я все никак до них не доберусь.

Андрей Ильин и Юлия Борисова в спектакле «Возьмите зонт, мадам Готье». Фото: Галина Фесенко.
Андрей Ильин и Юлия Борисова в спектакле «Возьмите зонт, мадам Готье». Фото: Галина Фесенко.

Для меня театр — искусство живое. Поэтому я не люблю смотреть спектакли в записи. Но согласна, что иметь возможность такого просмотра — здорово.

А вам нравится смотреть спектакли в записи или онлайн?

-3

Если вы любите театр так, как мы любим его, подписывайтесь на наш канал.

О спектаклях вспоминали тут:

...прошу винить Доронину Т., или С чего всё началось

Какие неожиданности подстерегают зрителя в театре

5 незабываемых театральных ролей Андрея Ильина