О Лондоне 1960-х снято огромное количество видеоматериалов: многие, даже любительские, видео можно найти в сети. Среди этого многообразия выделяется 8-минутный фильм In Gear, снятый кинокомпанией The Rank Organisation в период между 1967 и 1968 годом. Фильм был частью огромной серии Look at Life, в рамках которой снимались как чисто юмористические сюжеты, вроде "Жизнь Лондона глазами собаки", так и познавательные, вроде "Путешествия в Россию".
In Gear описывает шопинг на King's Road, - самой свингующей улице Лондона. Впрочем, как не без иронии замечает ведущий, Лондон не свингует, нет - но в благовоспитанной толпе тут и там попадаются те, кто могли бы станцевать, если б им дали такую возможность.
Закадровый текст, если слушать его внимательно, вообще довольно ироничен. Во-первых, сам формат фильма подразумевает смесь просветительских и развлекательных функций. Фильмы этой серии крутили в провинциальных кинотеатрах перед началом сеанса, так что основной задачей, кажется, было не дать зрителям заснуть. Во-вторых, авторский резонер довольно снисходительно отзывается о молодом поколении. Впрочем, в его тоне и словах не звучит никаких обвинений - просто легкая ирония.
Зато работа оператора заслуживает всяческих похвал. Вот так камера выхватывает сперва ноги молодой покупательницы King's Road, потом движется вверх, план расширяется и - оп - в кадр попадает идущая по тротуару старушка, чей старомодный облик выгодно оттеняет облик девушки.
Потом девушка спускается в подвальчик (магазин), по лестнице с перилами в тон ее колгот. Еще одна удачная находка.
Камера зачастую делает такие связки, которые, видимо, кажутся слишком некорректными для проговаривания. Как уже упоминалось выше, авторский резонер отзывается о молодежи и ее увлечениях и стилистических предпочтениях довольно иронично. А в сцене примерки одежды тремя девушками закадровый голос комментирует особенности новых реалий Лондонской моды. Еще недавно, - говорит он, - мода рождалась в парижских домах высокой моды, далее она спускалась вниз по социальной лестнице, предоставляя все более и более бедным людям покупать все более и более дешевые копии оригиналов. Теперь всё иначе, - продолжает рассказчик, - теперь в таких маленьких магазинчиках и рождается новая мода: не копия, а новый, аутентичный оригинал.
А камера в процессе этой пламенной речи (пламенной - ибо в те годы молодая дизайнер Мэри Куант уже удостоилась высшей государственной награды за личный вклад в экономический рост страны; а вклад этот произошел за счет высоких продаж мини юбок, изобретения Куант) совершает свой путь...
С группы девушек, хлопочущих с обновками, камера перемещается на группу глупых тряпичных кукол в виде рыб. Рыбы висят возле зеркала, где опять же отражаются девушки, и камера снова выхватывает их, но уже в отражении.
Получается связка: покупательницы - тряпичные рыбки - зеркало с покупательницами. Такой зрительный ряд несколько снижает пафос пламенной речи о новых модных реалиях.
Есть в фильме и юноши. Авторский резонер постоянно подчеркивает их инфантильность.
Хотя, конечно, не может устоять от сравнения со знаменитым образом английского денди. Вспоминаем Браммела и его ритуал одевания. Камера тут скользит снизу вверх: от модных гетр и до манишки, на которую - за неимением чистой сорочки, но при наличии чувства юмора, чтоб признать этот факт без надрыва - денди аккуратно повязывает галстук. Вставка про манишку - цитата из закадрового текста.
Завершается фильм видами лондонских улиц, на которых снова не так-то много свингующей молодежи, и вопросом, а куда всю эту одежду носят.
В финале фильма дано несколько зарисовок бурной клубной жизни.