В результате разрушения СССР плоды труда нескольких поколений советских людей оказались разграблены «эффективными собственниками». Однако новоявленные хозяева жизни пытаются присвоить не только материальные объекты. «Приватизация» коснулась и духовной сферы. Так, махрово-антикоммунистические власти Российской Федерации продолжают отмечать целый ряд советских праздников. Разумеется, тщательно выхолостив из них прежнюю идеологическую составляющую.
Одной из таких дат стало 1 мая. В нынешней РФ Первомай входит в число официозных праздников как некий «Праздник весны и труда».
Давайте вспомним, с какими историческим событиям связан этот день и какой смысл в него раньше вкладывали.
Как мы знаем, суть эксплуататорского государства — грабить угнетённое большинство населения ради обогащения правящего класса. На той стадии развития производительных сил, которая была достигнута к концу XIX века, капиталистическая эксплуатация носила экстенсивный характер. Прибавочная стоимость создавалась за счёт увеличения продолжительности рабочего дня, которая зачастую составляла 12–15 часов. Поэтому одним из важнейших требований рабочих разных стран, боровшихся за свои права, был 8-часовой рабочий день.
1 мая 1886 года в США состоялась массовая забастовка, в которой участвовало от 300 тысяч до полумиллиона человек, требовавших восьмичасового рабочего дня и повышения заработной платы. Крупные выступления состоялись в Нью-Йорке, Балтиморе, Бостоне, Питтсбурге, Детройте и других городах. Но особый размах забастовочное движение приобрело в Чикаго.
На следующий день администрация чикагского завода Мак-Кормика, производившего сельскохозяйственное оборудование, уволила 1,5 тысячи забастовщиков. На завод прибыли штрейкбрехеры, которых охраняла полиция. Вечером 3 мая в ходе столкновения с бастующими на проходной завода полицейские убили двоих рабочих.
4 мая по призыву местной организации анархистов состоялся митинг протеста. Когда полицейские начали его разгонять, неизвестный провокатор бросил в них бомбу. Один полицейский был убит на месте, ещё 5 вскоре скончались. Полиция открыла огонь, убив и ранив нескольких рабочих.
По обвинению в организации взрыва перед судом предстали восемь рабочих-анархистов. Семеро из обвиняемых были приговорены к смертной казни, один — к 15 годам лишения свободы. Один из смертников покончил самоубийством в тюремной камере, двум смертные приговоры были заменены пожизненным заключением, остальные четверо были повешены 11 ноября 1887 года.
Шесть лет спустя, в 1893 году трое оставшихся в живых осуждённых были помилованы губернатором штата Иллинойс и было признано, что вся «чикагская восьмёрка» невиновна в инкриминируемом им преступлении.
Это был далеко не первый и не последний случай расправы буржуазного правосудия над теми, кто посмел поднять руку на самое святое — прибыли капиталистов. Сегодня об этом предпочитают не вспоминать, зато очень любят биться в истерике по поводу «невинных жертв сталинских репрессий».
В память о казнённых анархистах Парижский конгресс II Интернационала в июле 1889 года объявил дату 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира, и предложил отмечать его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня и другими социальными требованиями.
В Российской империи 1 мая как день международной солидарности трудящихся впервые отметили в 1890 году в Варшаве проведением стачки 10 тыс. рабочих. С 1897 года маёвки стали носить политический характер и сопровождались массовыми демонстрациями.
Мировой экономический кризис 1900–1903 гг. в полной мере затронул и Россию. За годы кризиса закрылось до 3 тысяч крупных и мелких предприятий. На улицу было выброшено свыше 100 тысяч рабочих. Заработная плата оставшимся на предприятиях рабочим резко сокращалась. Это вызвало рост классовой борьбы.
Начавшаяся 1 мая 1901 году забастовка на военном Обуховском заводе в Петербурге через несколько дней переросла в столкновение с полицией и войсками, в ходе которого было убито 8 рабочих, в том числе 13-летний Н. Евдокимов. Погибли и несколько полицейских. Около 800 рабочих было арестовано, многие были брошены в тюрьмы и сосланы на каторгу. Однако администрация завода была вынуждена удовлетворить часть требований бастующих.
Масштабные первомайские выступления прошли в 1901 году также в Тифлисе, Гомеле, Харькове и Баку. В те дни на улицах появились революционные лозунги: «Долой самодержавие!» и «Да здравствует республика!».
В 1905 году В.И. Ленин в прокламации «Первое мая», писал:
«Товарищи рабочие! Наступает день великого праздника рабочих всего мира. Первого мая празднуют они своё пробуждение к свету и знанию, своё объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения, против всякого произвола, против всякой эксплуатации, за социалистическое устройство общества. Все, кто трудится, кто кормит своим трудом богатых и знатных, кто проводит жизнь в непосильной работе за скудную плату, кто никогда не пользуется плодами своего труда, кто живёт подобно вьючному скоту среди роскоши и блеска нашей цивилизации, все они протягивают руку для борьбы за освобождение и счастье рабочих...» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.10. С.81)
На первомайские стачки и демонстрации 1912–1914 годов в нашей стране выходило уже более 400 тыс. рабочих. Вот свидетельство современника о событиях 1 мая 1914 года в Москве:
«В 4 часа дня участники маёвки собрались... на Лубянской площади, где в третий раз взвилось красное знамя и площадь огласилась революционными песнями. Тогда против демонстрантов двинули крупные силы озверевших жандармов и городовых. Произошли свалки, рабочие стали забрасывать жандармов камнями. У Москвы-реки навстречу нам, грозя шашкой и ругаясь, подъехал на автомобиле, окружённый конными жандармами, помощник Московского градоначальника полковник Модль. Демонстранты окружили машину и спустили её вместе с ретивым полковником в воду».
После победы Октябрьской революции 1 мая стало официальным праздником — «Днём Интернационала». В этот день проходили военные парады и демонстрации трудящихся.
В первые годы после разрушения СССР 1 мая сохраняло свою классовую природу. В этот день проходили массовые демонстрации протеста, не приводившие ни к каким результатам, но нервировавшие новоявленных хозяев жизни. Однако постепенно власти РФ сумели выхолостить идеологический смысл Первомая. Надёжным партнёром буржуазного государства в этом деле стали холуйствующие официальные профсоюзы.
Таким образом, день классовой борьбы и солидарности трудящихся превратился в безобидный для власть имущих «Праздник весны и труда», в лишний выходной день, когда «все, кто кормит своим трудом богатых и знатных» могут выехать на свои дачные участки заниматься огородничеством и жарить шашлыки.
Однако так будет не всегда.
Игорь Пыхалов