Знаю, что кое-кто из вас скучал по моим книжным обзорам, а их не было довольно давно.
Читать меньше я не стала, художественную литературу по-прежнему пламенно люблю — причина в другом: в последнее время я читаю и перечитываю классику. Советовать к прочтению произведения, вознесенные мировым литературным сообществом на пик человеческой мысли, — все равно, что рекомендовать к просмотру «Побег из Шоушенка» — спасибо, кэп, а писать рецензионные тексты — смешить Белинского и Страхова. Истиной, что воду пьют, а воздухом дышат, никого не удивишь.
Но тут мне в руки попадает роман современника: изумительная история идентичности человеческих чувств «Письмовник». Уверена, что многим из вас произведение Михаила Шишкина знакомо и без меня, все-таки победителей «Большой книги» увлеченные литературой люди обычно знают если не в лицо, то хотя бы по имени, однако, чувствуя острую потребность разделить с вами впечатления, не могу не рассказать о Саше и Володе.
Была дача, роса на заре, расплывающееся лужицей масло на поджаренном хлебе, репейник в волосах, холодная ладонь в ладони теплой, а теперь есть только письма полные любви и жгучей горечи. От наивных надежд до вселенской усталости. Длинные и короткие. Кому-то, но больше себе.
Его реальность — война, ее — мир без него. Он боится смерти, а она жизни. Каждый из них взрослеет по отдельности, но параллельно. Венец этого процесса — истина из уст самой смерти: ценность в том, чтобы просто жить и дарить любовь. Будний мир, где умирают люди, предают друзья, изменяют любимые, пишутся ложные рапорты — иллюзия, правда только в письмах, хранящих интимное и самое дорогое. Когда-нибудь он вновь положит голову ей на колени, а пока напишет ещё одно письмо о тревогах и мечтах. Эти письма острым лезвием вспарывают пространство и время, не попадая в руки адресата, но достигая его души. Саша и Володя — дети разных эпох.
На последней странице этого пронзительного послания читателя ждет простая, но такая необходимая сердцу и уму истина: все люди чувствуют это, все идут из точки «А» в точку «Б». Неслучайно у главных героев нет лиц — внешность то, что нас разъединяет, остальное человеческое стремится к идентичности. Эту мысль писатель, обладающий уникальным даром выражать несловесное словом, подчеркивает концепцией повествования, отрицающей временные рамки: «не доходят только те письма, которых не пишешь». И текст, некоторое время прикидывающийся перепиской разлученных, превращается сначала в две разные истории, а потом сливается в нетленное эссе человеческих чувств.
Если вы, как и я, застряли на рубеже XIX и XX веков, и ищете лазейку в мир современной литературы, то присмотритесь к интеллектуальной прозе «Письмовника». Пусть даже ваш защитный барьер откажется расщеплять трагическое повествование до молекул, но эстетикой слова, ёмкостью цитат и гармонией мысли вы насладитесь наверняка и сполна. Здесь оживает едва уловимое, невесомое обретает вес, а незримое форму. И это потрясающе.
Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на канал и мой инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино!