Найти тему

Терраформинг в «Вахе»

Сегодня я хотел бы затронуть одну тему, которая почти не освещена в книгах по «Вахе». Собственно, намёки на то, что это вообще возможно, в книгах и «ЛОРе» встречаются, но именно описаний того, как это было сделано, я не встречал. Конечно, сохранить интригу не получится – ведь я вынес название темы в заголовок, так что… Поговорим о терраформинге, и о том, каким он вообще может быть в реалиях «Вахи»…

Вообще, говоря о том, что в самих книгах это почти не описано, я почти не покривил душой – именно самого процесса я не встречал. Следы использования этого дела – есть, и они видны, что называется, «невооружённым взглядом», стоит только почтить про Марс – не историю Механикус, а, например, роман «Механикум»…

Как следует из романа, на Марсе есть атмосфера. Конечно, она почти не пригодна для дыхания человека, но и «марсиане», в большинстве своём, уже почти не люди. Тем не менее, из «ЛОРа», мы можем узнать, что было время, когда на Марсе «яблони цвели», если кто-то помнит эту песню. Конечно, это было очень давно, и вообще, почти что легенда, но – было. В те далёкие времена, когда «люди были подобны богам», Марс был подвергнут терраформингу. То есть, атмосферу там довели до земных стандартов. Собственно, как это было сделано, нигде не написано (и хорошо, на самом деле!), но те из моих читателей, что знакомы, например, с фантастикой советской, например, с работами Александра Казанцева, знают, что в его романе «Фаэты», Марсу помогли стать более комфортной планетой. Да и потом выдвигались разного рода проекты на тему того, как сделать на «Красной планете» такую же кислородно-азотную атмосферу, как и на Земле. Скажу сразу – проектов типа «взорвать много водородных бомб», как предлагает Илон Маск, никто не выдвигал. Наверное потому, что никто из учёных, в отличие от Илона Маска, «палочками лхо» не «стимулировался»…

Таким образом, Марс был терраформирован. Там появилась атмосфера и можно было ходить по поверхности без скафандров. Там жили люди, и всё было бы очень даже хорошо, если бы… Ну, что было дальше, знают, наверное, все. Война против ИИ, Эра Раздора, Долгая Ночь… На Марсе, как и везде, собственно, по какой-то причине, начались конфликты, где активно использовалось ОМП. Понятно, что хрупкая, почти искусственная атмосфера на «Красной планете», такого обращения к себе просто не вынесла… А потом, когда всё было кончено, и власть перешла в механодендриты «жрецов Омниссии», никто такой «бесполезной вещью», как атмосфера планеты, заниматься уже не захотел (какая такая «атмосфера»? А оно нам зачем? Мы ведь почти не дышим!)… Таким образом, Марс теперь выглядит даже хуже, чем в далёком теперь уже Третьем Тысячелетии…

Луна...Увы, другой картинки я просто не нашёл...
Луна...Увы, другой картинки я просто не нашёл...

На Луне, совершенно точно атмосферы нет – по крайней мере, об этом свидетельствует роман «Полёт Эйзенштейна». Думаю, что все помнят финальный бой между Гарро и Повелителем Мух, в которого превратился Солун Дециус? Собственно, вот отрывок оттуда…

«Раздался громкий хлопок, и воздух, а вместе с ним и все незакрепленные предметы из ангара стали вылетать в лунную ночь. Мелкие вещи, бумажные ленты распечаток и электронные планшеты, инструменты, извилистые шлейфы пыли и ужасный рой мух — все вынесло наружу. Противник Гарро молотил когтистой лапой, стараясь зацепить Натаниэля за ногу. Не удержавшись, мутант упал и покатился по полу, вакуум увлекал их обоих к ревущей пасти шлюза. Гарро чувствовал, как зазубренные когти впились в керамитовые наголенники. Он попытался сбросить их мечом, но декомпрессия оказалась сильнее их обоих; дыхание бога уносило двух бойцов наружу.
Грузовой поддон, сорвавшись с места, ударил Гарро в спину, и космодесантник покачнулся, оступился и упал, подхваченный ураганом. Мимо мелькнули стены посадочной ячейки и маслянистый блеск падавшего вместе с ним врага. За стеной цитадели Сомнус их встретила промерзшая темнота, и оба противника в облаках ледяных кристаллов понеслись к белому песку. Краем глаза Гарро увидел, как захлопнулась за ними массивная бронзовая заслонка. Он медленно переворачивался с боку на бок, а бесконечная пустыня неумолимо приближалась.
Удара он не почувствовал. Время как будто остановилось, и он очнулся в коконе боли, терзавшей каждый сустав его тела. Единственным звуком было его собственное прерывистое дыхание да шипение улетучивающегося из доспехов воздуха. На визоре замерцали предупреждающие руны. Где-то в броне образовалась трещина, и атмосфера медленно просачивалась в морозную тьму. Показатель уровня топлива в заплечном ранце тоже вызывал тревогу, но Гарро проигнорировал все предупреждения и осторожно выбрался из неглубокой ямы в лунной пыли, где приземлился после падения. Горячая боль обожгла плечо — сустав явно был выбит. Нажатием кнопки на шейном кольце доспехов он заставил автоматический нартециум ввести в тело дозу укрепляющего средства, а потом ухватился за запястье и сильным рывком вправил плечевой сустав, едва не лишившись сознания от боли.»

Собственно, этот эпизод показывает нам на самом деле, немало всего интересного, например то, как «автодок» (автоматический нартециум) сам вводит болеутоляющие препараты Астартес. Это, как мне кажется, довольно важный элемент. Можно было добавить и систему, что автоматически будет «заделывать» трещины в броне, но, скорее всего, автор о ней просто не подумал… Но, летим дальше…

Дикие эльдары... Теперь вы видели всё...
Дикие эльдары... Теперь вы видели всё...

Конечно, никто не будет спорить о том, почему все ключевые планеты в нашей любимой Вселенной, там, или иначе, но являются «землеподобными». Для начала, вряд ли какой-то враг будет сражаться ради куска булыжника в открытом космосе, на котором даже нет атмосферы (только не говорите это, например, Аарону Дембски-Боудену, который написал отличную сцену в романе «Ловец душ», действие которой как раз происходит на астероиде, что остался от взрыва Нострамо…). А если серьёзно, то немалая часть планет, на которых происходит действие книг «Вахи», так или иначе, но было отбито у эльдар. Например, несколько новелл цикла «Примархи» как раз рассказывает о штурме планеты, что принадлежала экзодитам – они ещё неких динозавров натравливали на Саламандр и портили системы доспехов Железным Рукам. Скорее всего, таких планет было немало. Но, тем не менее, не все…

А как вообще может работать терраформирование в нашей любимой Вселенной? Понятно, что, скорее всего, эти технологии были утрачены за времена Долгой Ночи, и не были восстановлены ни Императором (скорее всего, он посчитал, что без этого пока можно обойтись), ни Механикум. Тем не менее, если вспомнить фразу о том, что «люди были подобны богам», то можно сделать некоторые выводы…

Итак, что мы знаем о планетах, которые могут быть пригодны для жизни? Планета должна находиться на таком расстоянии от своего светила, которое может обеспечить присутствие на этой планете воды в жидком виде. Собственно, это называется «зоной Златовласки». Конечно, это рассчитано только для Земли и Солнца, но – Галактика у нас большая, типов звёзд, на самом деле, очень много. Так что – скорее всего, для каждого типа звезды – есть своё расстояние. Вот от этого мы и будем «работать»…

Итак, прилетает экспедиция землян (эпохи Золотого Века Человечества) в какую-нибудь планетную систему. И видят они, что есть планета, довольно интересная в плане того, что на ней можно жить, только вот… слишком «горячо» на ней. Или – слишком холодно. И жить без тяжёлых СЖО там получается как-то… неуютно. Так что же делать? Неужели придётся лететь ещё куда-то? Конечно, люди эпохи Сорок Первого тысячелетия, или даже эпохи Великого Крестового Похода, скорее всего, так и сделали бы. Но не такими были их героические предки! Используя все своих технически возможности, они попробуют изменить условия на той самой перспективной планете… Давайте подумаем, как они могут это сделать?

Для начала, что такого было у тех людей, чего не было у их потомков? Правильно, ИИ! Тот самый, «Великий и Ужасный» Искусственный Интеллект. А что он, собственно, такого может? А может он, если что, произвести любые расчёты «на заданную тему». Или просто – по собственной инициативе. То есть, вариант номер один – на интересующей нас планете слишком жарко. Так жарко, как, например, на Венере. Если что – условия там – далеко не курорт. Таким образом, ИИ может предложить изменить орбиту планеты так, чтобы она «отдалилась» от своего светила. Конечно, сложно сказать, какими именно технологиями располагали те люди, но, если вспомнить слова Олла Перссона, который говорил о том, что в войне против ИИ противника гасили солнца и уничтожали целые звёздные системы – можно предположить, что технологии такие у них вполне себе могли быть…

То есть, планета буквально «отодвигалась» от светила, скорость её оборота изменялась до более подходящей – после чего, условия жизни на ней начинали меняться. Так как это процесс небыстрый, конечно же, ИИ мог просчитать действия, при помощи которых можно было эти процессы «ускорить». Сброс нескольких комет в атмосферу, чтобы охладить её, использование чего-то ещё – в конце концов, если мне память не изменяет, доспех примарха Лемана Русса мог понижать температуру? А не может ли это быть неким устройством, отголоском ещё тех времён? Как мне кажется – вполне… Точно так же, можно было устроить и «обратный» процесс – планету, на которой было слишком холодно, можно было «придвинуть» к светилу, изменив климат и там…

Конечно, с одной стороны, это просто мои слова, о том, что когда-то Человечество могло владеть такими технологиями. И всё бы это было просто предположением, если бы не одно «но»… Есть одна планета, чья орбита, скорее всего, была изменена искусственно. И, скорее всего, системы, при помощи которых это было сделано, работают до сих пор. Просто орбита этой планеты столь нестабильна, что она давно должна была или покинуть планетную систему, или упасть на светило, однако этого не происходит. Тем не менее, климат и условия жизни на этой планете… очень и очень суровы и жестоки. Поняли, о какой планете идёт речь?

«Фенриса не должно быть. Планета с такой опасной эллиптической орбитой давно должна была лишиться полноценной атмосферы и всего, что напоминает высшую форму жизни, но дело не в этом. На планете с такими суровыми климатическими и экстремальными биосферными условиями многочисленные конкурирующие виды мегафауны не должны были существовать, но они прекрасно существуют. Человеческой жизни не место на Фенрисе, но она присутствует. Фенриса не должно быть — об этом настойчиво говорят все широко наблюдаемые формы жизни и строение самой планеты, но он, вне всякого сомнения, такой же реальный, как и смертоносный.»

Эти слова принадлежали одному из капитанов Имперского Флота ещё во времена Великого Крестового Похода… Таким образом, мы вполне очевидно, можем сделать вывод о том, что с Фенрисом всё очень и очень непросто…