Первое появление колоколов относится к глубокой древности. Изготавливать колокола и пользоваться ими начали ещё в Древнем Египте. На Востоке колокола были известны в Китае и Японии. Правда в те времена колокола были совсем небольших размеров и клепались из листового железа, а затем из листовой меди и бронзы. Первые на Руси
Первые колокола на Руси появились с принятием христианства. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси относится к 988 году, то есть во времена Крещения Руси. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 годом. В начале XII века русские литейщики имели свои мастерские в Киеве. Как правило, древнейшие русские колокола лились небольшими и совершенно гладкими.
Колокол как необходимость
В отличие от городов Западной Европы, в которых существовала большая концентрация жителей, и потому часто издавались запреты звонить в часы отдыха, а также регламентировалось количество колоколов при каждой церкви, в России с ее необъятными просторами и значительной удаленностью селений друг от друга была острая необходимость в таком инструменте, который мог бы быстро оповестить большое количество людей в широкой округе. Поэтому‐то на Руси и стремились отливать крупные колокола с низким сильным звуком, который был бы слышен очень далеко.
Колокола как традиция (виды колокольного звона)
Колокола были единственным музыкальным инструментом, используемым в православном богослужении. К тому же они были вообще единственным на Руси монументальным инструментом, а потому использовались очень разнообразно.
Становление и развитие колокольного звона, как музыкального искусства неотрывно от древнерусской певческой традиции. Ранний ее опыт — знаменный распев — был одноголосным.
Но позже выделились группы колоколов, которые выполняли самые разные функции в «колокольном оркестре» (такое деление сохраняется до сих пор). Самые маленькие колокола именуют дискантами или зазвонными. На них исполняют мелкие ритмические фигуры. Самые крупные — басовые колокола — задают темп звону и создают его основу, средние колокола или альты ведут мелодию.
На основе канонических традиций, на Руси сложилась разветвленная жанровая система звонов: будничные, постные, водосвятные, свадебные (или разгонные), встречные и, конечно, праздничные, среди которых великие, средние, красные. Красные звоны требуют большого состава колоколов, которыми располагают, в основном, кафедральные соборы, Лавры и крупные монастыри.
Колокольный звон в России всегда имел местные особенности. По‐разному звучали звонницы на Севере и в Поволжье.
Первое появление колоколов относится к глубокой древности. Изготавливать колокола и пользоваться ими начали ещё в Древнем Египте. На Востоке колокола были известны в Китае и Японии. Правда в те времена колокола были совсем небольших размеров и клепались из листового железа, а затем из листовой меди и бронзы. Первые на Руси
Первые колокола на Руси появились с принятием христианства. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси относится к 988 году, то есть во времена Крещения Руси. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 годом. В начале XII века русские литейщики имели свои мастерские в Киеве. Как правило, древнейшие русские колокола лились небольшими и совершенно гладкими.
Колокол как необходимость
В отличие от городов Западной Европы, в которых существовала большая концентрация жителей, и потому часто издавались запреты звонить в часы отдыха, а также регламентировалось количество колоколов при каждой церкви, в России с ее необъятными просторами и значительной удаленностью селений друг от друга была острая необходимость в таком инструменте, который мог бы быстро оповестить большое количество людей в широкой округе. Поэтому‐то на Руси и стремились отливать крупные колокола с низким сильным звуком, который был бы слышен очень далеко.
Колокола как традиция (виды колокольного звона)
Колокола были единственным музыкальным инструментом, используемым в православном богослужении. К тому же они были вообще единственным на Руси монументальным инструментом, а потому использовались очень разнообразно.
Становление и развитие колокольного звона, как музыкального искусства неотрывно от древнерусской певческой традиции. Ранний ее опыт — знаменный распев — был одноголосным.
Но позже выделились группы колоколов, которые выполняли самые разные функции в «колокольном оркестре» (такое деление сохраняется до сих пор). Самые маленькие колокола именуют дискантами или зазвонными. На них исполняют мелкие ритмические фигуры. Самые крупные — басовые колокола — задают темп звону и создают его основу, средние колокола или альты ведут мелодию.
На основе канонических традиций, на Руси сложилась разветвленная жанровая система звонов: будничные, постные, водосвятные, свадебные (или разгонные), встречные и, конечно, праздничные, среди которых великие, средние, красные. Красные звоны требуют большого состава колоколов, которыми располагают, в основном, кафедральные соборы, Лавры и крупные монастыри.
Колокольный звон в России всегда имел местные особенности. По‐разному звучали звонницы на Севере и в Поволжье.