Ambient (обычно не переводится и в русском языке, используется в виде транскрибированного заимствования «эмбиент») – стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра. Ambient характеризуют атмосферным, обволакивающим, ненавязчивым, фоновым звучанием. Зародился в 1970-х годах, благодаря творчеству Брайана Ино. Приобрёл популярность в начале 1990-х благодаря таким исполнителям, как, например, The Orb и Aphex Twin.
При всем своём многообразии, является более экспериментальным направлением, в котором ритм как таковой и голосовые партии чаще всего отсутствуют.
Немного истории возникновения
Одной из ранних предтечей ambient стала меблировочная музыка французского композитора-новатора Эрика Сати. Он придумал её в 1914—1916 годах и по его собственному представлению музыка должна была служить фоном для сопровождения быта, покупок в магазине, приёма гостей, еды в ресторане и всех прочих повседневных занятий. Основным принципом построения новой музыки являлась произвольная повторяемость одной или нескольких звуковых ячеек ничем не ограниченное число раз.
Меблировочная музыка стала основой для минимализма. Спустя полвека после Сати американский композитор Джон Мильтон Кейдж открывает для себя меблировочную музыку и создаёт на её основе собственные минималистские произведения. Спустя несколько лет по его пути пойдут Стив Райх, Джон Адамс, Филипп Гласс и многие другие.
Под ambient работа идет продуктивнее, в особенности программирование
Важным фактором для создания приятной рабочей атмосферы является сведение к минимуму отвлекающих факторов. Во время работы сложно слушать музыку «со словами», так как восприятие текста перетягивает на себя внимание, два потока информации смешиваются в один, из-за чего вы пропускаете слова при чтении и теряете часть аудиоинформации.
Создание настроения с помощью ambient-музыки
Ambient включает в себя много стилей, и не все они подойдут для работы.
Например, Dark ambient, который отличается мрачной, тяжелой атмосферой, может вогнать вас в уныние и лишить бодрости, необходимой для работы. Еще есть Drone ambient, состоящий преимущественно из низкочастотного гудения — такое постоянное давление на уши точно не улучшит вашу способность мыслить. Поэтому советуется использовать легкие формы эмбиента.
Если вы никогда не слушали эмбиент, то начинать стоит с более простых для восприятия разновидностей, поскольку случайное столкновение со слишком экспериментальными композициями может навсегда отбить у вас интерес к этому жанру
Вот небольшая «инструкция по применению», в которой вы найдете, что же можно послушать из подобной музыки во время работы:
Одним из самых приятных звучаний обладают резиденты французского лейбла Ultimae Records. Этот лейбл выпускает музыку в жанре Psychedelic ambient, которая содержит в себе приятные мелодии, красивую и ровную структуру. В этом жанре часто затрагиваются темы космоса, как внутреннего, так и внешнего. Рекомендуется Solar Fields, Carbon Based Lifeforms, Asura.
Тем, кто хочет чего-то более веселого, с небольшим включением ритма, можно обратиться к Ambient house, Downtempo и Dub ambient. Эта музыка более позитивная, более «солнечная». Здесь есть легкий ритм, которой пришел из регги и даба. К прослушиванию: The Orb, Ott и Future Sound of London.
Если уходить в более насыщенные формы жанра, то стоит попробовать Techno ambient. Это направление можно даже рассматривать как танцевальное. Музыка строится на зацикленных партиях драм-машин, которые смешаны с атмосферными синтезаторами. Рекомендуется к прослушиванию: Selected Ambient Works 85-92 от Aphex Twin, The Black Dog, B12. Отдельно хочется упомянуть такого музыканта как Biosphere — музыка очень атмосферная, обладающая особым арктическим звучанием.
Также существует Ambient classic, который базируется на работах нескольких именитых композиторов. Это ambient во всем его многообразии: формы и оттенки музыки совершенно разные. Он основан на применении шумов окружения и определенных аналоговых инструментов (например, старых аналоговых синтезаторов). Имя «главного» исполнителя ambient classic — это Брайан Ино. Кроме него можно послушать Стива Роуча, Роберта Рича, Клауса Шульце и Пита Намлука. У каждого из них огромная дискография со множеством работ в различных стилях.
Существуют формы ambient, в которых музыкальная составляющая сведена к минимуму. Яркий пример — Field recording. В этом жанре музыкант не пишет музыку в общепринятом смысле, а берет высокочувствительный микрофон и уходит в лес, записывать окружение. Это самая природная музыка, которую только можно услышать. Из самого известного рекомендуется Biosphere, слушая которого, вы переноситесь в горы за северным полярным кругом.