В одном из предыдущих постов я рассказал о выставке в Российском госархиве древних актов (РГАДА), посвящённой столетию заключения Рижского мирного договора, который завершил советско-польскую войну 1919-1921 года. Там я вкратце рассказал о ходе боевых действий между Советской Россией и Польшей. Теперь настал черёд показать, как в 1921 году воспринимали тот мирный договор.
Договор в Риге был заключён между Россией и Украиной с одной стороны и Польшей - с другой, потому и составлен был на трёх языках. Беларусь в подписании договора не участвовала, за неё подпись ставила Россия.
Вот такие границы предлагали польские дипломаты на Парижской мирной конференции в 1919 году. Аппетиты у ребят были очень нехилые - польская граница должна была пройти неподалёку от Пскова.
Но в итоге граница прошла вот так. Польша получила всю западную часть Беларуси и Украины, хапнув много земель к востоку от "Линии Керзона" - примерной этнической границы между поляками и восточными славянами. Польша получила Брест-Литовск, Гродно, Барановичи, Молодечно, Вилейку, Пинск, Лунинец, Сарны, Ковель, Ровно, Острог, Броды, Бучач и другие города.
Карта европейской части России с линиями новой советско-польской границы, нанесёнными лично Сталиным:
На переговорах обе стороны пользовались картами времён царской России - свои-то нормальные карты ещё не успели сделать.
Польша победила в тяжёлой войне и получила практически всё, что желала, но её победа была по-настоящему пирровой. Полонизировать столь обширные украинские и белорусские земли было нереально, но жёсткие меры против обоих этносов варшавские власти предпринять успели. Результатом такой политики стало то, что осенью 1939 года Красную Армию в Западной Беларуси и Украине встречали с ликованием. Да, ликование это было недолгим, вскоре уже нам предстояло хапнуть здесь горя. Но это уже другая история...
А судьба всё равно расставила всё по полочкам - современные границы Польши с Беларусью и Украиной практически полностью проходят по "линии Керзона". Стоило ли оно таких жертв, таких разрушений? Видимо, да - по-другому у людей пока плохо получается договариваться.
Окончание следует!