Найти в Дзене

Как деревенский блаженный Яшка с гнилых болот золотой крест принес.

Утро выдалось хмурым, но хмурым только для меня – погода была просто загляденье, однако на меня это не оказывало никакого мажорного влияния. Утром я проснулся от ощущения, что язык прилип к небу, а в голове колыхалась раскаленная магма наполненная иголками. Эта гремучая смесь в голове приносила боль при любой попытке пошевелиться. Думаю не стоит объяснять причину появления столь странных симптомов моего резко пошатнувшегося здоровья. Спустившись со второго этажа, своего дачного домика, на кухню и прильнув к бутылке с родниковой водой, боковым зрением увидел жену. От одного её грозного вида итак не веселое расположение духа испортилось окончательно. Не захотев выслушивать про себя всё, что накипело у неё на душе я ретировался на улицу, где расположился в теньке яблони с кружкой кофе в руках. Отдыхать пришлось недолго, спустя несколько минут кара семейная настигла меня и там – жена подошла и молча кинула под ноги лопату и сапоги. Как было вчера легко обещать, что с утра перекопаю старые

Утро выдалось хмурым, но хмурым только для меня – погода была просто загляденье, однако на меня это не оказывало никакого мажорного влияния. Утром я проснулся от ощущения, что язык прилип к небу, а в голове колыхалась раскаленная магма наполненная иголками. Эта гремучая смесь в голове приносила боль при любой попытке пошевелиться.

Думаю не стоит объяснять причину появления столь странных симптомов моего резко пошатнувшегося здоровья. Спустившись со второго этажа, своего дачного домика, на кухню и прильнув к бутылке с родниковой водой, боковым зрением увидел жену. От одного её грозного вида итак не веселое расположение духа испортилось окончательно.

Не захотев выслушивать про себя всё, что накипело у неё на душе я ретировался на улицу, где расположился в теньке яблони с кружкой кофе в руках. Отдыхать пришлось недолго, спустя несколько минут кара семейная настигла меня и там – жена подошла и молча кинула под ноги лопату и сапоги. Как было вчера легко обещать, что с утра перекопаю старые, заросшие грядки у дальнего забора, и как мучительно сегодня было принять неотвратимость этого действа.

Земля оказалась на удивление сухой и плотной, что в принципе удивительно для нашего шатурского края, да к тому же корни сорняков плотно переплелись – эту грядку мы забросили культивировать года четыре назад и максимум скашивали там бурьян.

Работа шла тяжело, наверное также тяжело было бурлакам на Волге – палящее солнце и нескончаемая, невыносимо тяжелая работа, да еще и жажда в добавок. В очередной раз когда я втыкал лопату, пытаясь перерубить корни, раздался характерный металлический лязг. Разобрав комья земли руками я с удивлением извлек находку – это оказался путевой костыль (такой огромный гвоздь, которым рельсы крепятся к шпалам). Я с удивлением достал его и стал очищать от земли.

Вы знаете иногда совершенно неожиданные вещи обнаруживаются в совершенно неожиданных местах, как бы это не звучало. К примеру однажды собирая грибы я забрался совсем в глухой лес - в радиусе двадцати километров не было ни дорог, ни населенных пунктов, и там у буревала я нашел расколотую на пополам керамическую раковину. Я долго размышлял над тем - кому же понадобилось тащить по болотам и бурелому сюда раковину только для того чтобы тут расколоть её пополам. Честно признаюсь – ответа на этот вопрос я так и не нашёл. Так и сейчас я рассматривал железяку раздумывая откуда она тут могла появиться, но мои похмельные размышления прервал чрезчур бодрый голос Алексея:

-Что клад нашел?- в такие моменты подобная бодрость Лёшиного голоса могла объясняться лишь одним.

-Лёша иди ты к бесам, ты из чего свои настойки делаешь? Из кикимор болотных? Я реально уже третий час подыхаю. Да и вообще знаешь закон: критикуешь - предлагай, напоил - похмеляй!- это мной сказано было, вот честно, абсолютно в шутку.

Но видимо Алексей шутки не понял и широким жестом открыл калитку между участками. Я не стал раздумывать и воровато озираясь пробрался к нему в беседку. Вид холодного пива льющегося из бутылки с испариной в пивную кружку оказывал мощное гипнотическое воздействие. На душе как то стало сразу легко.

Алексей протягивая мне кружку поучительно проговорил:

-Ты знаешь, осторожнее бы ты про кикимор, места у нас такие, сам знаешь. Может это тебе и кикиморы подбросили этот гвоздь.-

-Ты правда в это веришь? В леших и кикимор?-

-Верю или не верю, но история у моих предков была, встречались они с какой то чертовщиной. А самое главное я сам видел этот крест золотой – килограмма два точно.- Я не дал Алексею договорить, потому что аж подавился после таких подробностей.

-Два килограмма золота?!- мне все же казалось, что он преувеличивает.

Алексей налил себе пива и приступил к рассказу:

https://tiger.kilomonkey.com/free-public-domain-images-greek_reliquary_pendant_with_1/NfYCEe3VsuF8KGrDXDDLmit2J4OvjyCf5ROScpENQr9K.html
https://tiger.kilomonkey.com/free-public-domain-images-greek_reliquary_pendant_with_1/NfYCEe3VsuF8KGrDXDDLmit2J4OvjyCf5ROScpENQr9K.html

“Дело происходило в начале восемнадцатого века, тогда пращуры моей родни жили в деревне Лешниково, это тут недалеко - в Туголесье. Что муж, что жена были работящие и дельные, но их сын…. Как бы это выразится помягче – не от мира сего, блаженный. В ту пору было ему лет двенадцать, а вёл себя совсем по детски. В деревне любили его, кто ягодами угостит, кто даст киселя попить, кто свистульку подарит – блаженные издавна народной любовью пользовались, а он в ответ улыбался всем, радовался всему что видел, простой и наивный был. Как мог родителям по хозяйству помогал, доверить что-то ответственное ему конечно нельзя было, но гусей пасти вполне по силам. Звали его Яков, но конечно же он был для всех – Яшкой.

И вот одним летним вечером, как стало смеркаться гуси с пруда пришли домой, а Яшка не пришёл. Мать как это увидела, так и бросилась к пруду – все вокруг пробежала, но и следа от Яшки не было, вечером вернулся отец. Узнав о беде он сразу пошёл к старосте и попросил помощи. Люди откликнулись беспрекословно – знали, что Яшка просто так пропасть не мог. Искали полночи по округе всей деревней, но всё без результата – Яшка как сквозь землю провалился. На следующий день родители продолжили искать, прочесав всю местность вплоть до воруй-города.

Воруй-город это гиблые, глухие болота около озера Долгое, по легенде, в древности там был схрон ватажки Кудеяра. Весь воруй-город - сплошные трясинные топи, там не только блаженному, там и матерому путешественнику без следа сгинуть абсолютно не сложно.

Прошла почти неделя, а Яшку так и не нашли. Его мать выплакала все слезы, а люди завидев её умолкали и отводили глаза – всем было жалко смотреть на её страдания.

На седьмой день, в ночь шел сильный ливень, под утро в дверь робко заскреблись. Яшкина мать бросилась открывать и не поверила глазам – на пороге был покусанный комарами и пиявками, пропахший смрадом болот Яков. Итак поношенная одежда превратилась в грязные лохмотья, но главное Яша был жив и с виду цел. Родители бросились обнимать его не веря своему счастью. Тут и оказалось, что Яшка за спиной в руке прячет огромный золотой крест.

Сначала Яшку отмыли, осмотрели, да накормили, он с жадностью набросился на репу и кашу. Родители в это время разглядывали крест – было видно, что вещь старинная и по всей видимости ценности огромной, настолько огромной, что была дороже всех окрестных деревень вместе со всеми крестьянами. Поверить в то, что Яшка мог украсть его они не могли.

-Яшенька, дорогой, скажи откуда ты взял эту вещь?- аккуратно спросили родители

В ответ Яшка со всей своей наивностью рассказал, что добросовестно пас гусей, но пришла «болотная девка», которая позвала его, чтобы он помог ей, Яша привык помогать всем, кто просит и с радостью пошёл за ней. «Болотная девка» отвела его через болота в воруй-город, там показала место и приказала из болота достать крест, но у Яши это сразу не получалось потому что кроме креста там было всяких богатств великое множество и найти нужный предмет под водой было не просто.

Спутница кричала и ругалась на Яшу, говорила, что из-за этого креста она очень страдает и нет ей жизни в болоте пока он тут, Яше она приказывала искать усерднее. Когда поиски наконец то увенчались успехом «болотная девка» приказала убираться домой. Яша сунув крест за пазуху отправился в обратный путь, но заплутал в болотах и несколько дней скитался по топям страдая от голода и комаров. В итоге его вновь встретила странная спутница, отругала, что он так и не ушёл с болота и показала ему путь до гусиного озера. Яшу такое путешествие нисколько не смутило, его больше пугало, что родители будут ругаться, что он гусей бросил без присмотра.

В деревне возвращению Якова были рады, а рассказы про то, что его кикиморы на болото увели, посчитали выдумкой.

Крест родители Яшки спрятали, да только в самой старости передали родственникам, наказав хранить и никому не показывать. Так и передавался он из поколения в поколение. Видел и я его своими глазами – вещь очень древняя.

Вот и вся история. Может конечно Яшка и нашел его на болоте, да все придумал, а может и правда дело было”.

-Лёш, погоди, ты этот крест видел?- мне тоже не терпелось посмотреть

-Да видел его, когда родственнички мои мне его в начале девяностых показали, спрашивали где продать можно.- Алексей с сожалением махнул рукой.

-Так где он сейчас-то?- Я уже начинал понимать, что реликвия была утеряна.

-А нигде, продали они его по цене лома, как они говорят - за тридцать тысяч долларов, а деньги за пару лет прокутили, эх… такую реликвию потерять. Я их видеть с тех пор не хочу. Ну чтож прошлого уже не вернуть, ещё по одной накатим?-

Конечно же после такой истории, отказаться поддержать Алексея я просто не мог.