Найти тему
Журнал не о платьях

"Моё жиз­нен­ное кре­до: плыть по те­че­нию, за­бро­сив ру­ки за го­ло­ву". Мастер детектива Виктория Платова

Начало интервью ЗДЕСЬ

Ваша офи­ци­аль­ная био­гра­фия ут­вер­жда­ет: пе­ре­лом на­сту­пил в 1997 го­ду, ко­г­да ва­ши дру­зья по ВГИ­Ку пред­ло­жи­ли вам на­пи­сать кни­гу.

Да, при­ятель пред­ло­жил на­пи­сать не­сколь­ко книг и по­го­во­рить в из­да­тель­ст­ве, что­бы к ним от­не­слись пов­ни­ма­тель­нее, что­бы я при­шла не «с ули­цы». Я се­ла пи­сать. Ко­г­да бла­го­по­лу­ч­но по­ста­ви­ла то­ч­ку, у ме­ня в кар­ма­не бы­ло 30 ко­пе­ек -- и ни­ка­ко­го све­та в кон­це тон­не­ля. Муж ус­т­ро­ил­ся под­ра­ба­ты­вать, где-то на бар­жах де­жу­рил. Я ре­ши­ла чуть-чуть от­дох­нуть и ждать от­ве­та от из­да­те­лей (пер­вую ру­ко­пись мы пе­ре­да­ли в Мо­с­к­ву, а еще две ко­пии рас­ки­да­ли по пи­тер­ским из­да­тель­ст­вам). Пер­вы­ми от­кли­к­ну­лись пи­тер­цы, ска­за­ли: да­вай­те пе­ча­тать. Мой му­д­рый муж ска­зал: «Ни фи­га, бу­дем бить круп­но­го зве­ря! По­до­ж­дем Мо­с­к­ву!» И ока­зал­ся прав. В сто­ли­це все сло­жи­лось. Нам по­зво­ни­ли, ска­за­ли: под­хо­дит, бе­рем! Мы по­еха­ли в Мо­с­к­ву, нам вы­да­ли чу­де­с­ную сум­му -- три ты­ся­чи дол­ла­ров (в руб­лях), на той же не­де­ле слу­чил­ся де­фолт, един­ст­вен­ное, что мы ус­пе­ли тол­ко­во ку­пить, был ком­пь­ю­тер, ос­таль­ные день­ги уш­ли на дол­ги, а так­же соль-спи­ч­ки-мы­ло. Так и за­вер­те­лась моя аван­тю­ра с пи­са­тель­ст­вом.

А как вы пе­ре­жи­ли эк­ра­ни­за­цию сво­их книг?

Чуть ру­ки на се­бя не на­ло­жи­ла! Не сто­ит то­го, ко­не­ч­но. Сни­мать «рус­скую Ни­ки­ту» за пять ко­пе­ек -- это да­же не смеш­но. Но «Охо­ту на Зо­луш­ку» за­по­м­ни­ли -- на­вер­ное, по­то­му, что она бы­ла до се­ри­аль­но­го бу­ма. А «Нож в об­ла­ках» по «Ри­ту­а­лу по­с­лед­ней бра­ч­ной но­чи» мне да­же по­нра­вил­ся, кро­ме глав­ной ге­ро­и­ни, ко­не­ч­но.

Зна­е­те, как пи­шут кни­гу? Ес­ли най­де­на пер­вая фра­за -- кни­га уже на­пи­са­на. На­до про­с­то сни­мать пла­сты, как в ар­хе­о­ло­гии. Счи­ща­ешь свер­ху все на­но­с­ное -- по­лу­ча­ет­ся кни­га. Сло­ва идут од­но за дру­гим, они не оди­но­ки, вы­стра­и­ва­ет­ся фра­за, аб­зац, гла­ва, часть кни­ги... Ме­ня сло­ва за­во­ра­жи­ва­ют. Ко­г­да ра­бо­та­ешь над кни­гой, воз­ни­ка­ет бе­зум­ное ощу­ще­ние, что мо­жешь все. «Вна­ча­ле бы­ло Сло­во» -- я в это ве­рю. Прав­да, не все­гда мо­жешь все, по­то­му что су­ще­ст­ву­ют за­ко­ны жан­ра... Од­но вре­мя я ис­пы­ты­ва­ла жут­кий дис­ком­форт, по­то­му что по­ни­ма­ла: я -- не де­те­к­тив­щик, я не очень это умею, есть лю­ди, у ко­то­рых го­ра­з­до луч­ше по­лу­ча­ет­ся за­кру­тить сю­жет. Но это не у нас. У нас в стра­не ни­кто не уме­ет это­го де­лать. Умел Жа­при­зо, еще Джон Ги­к­со­карт, Ага­та Кри­сти -- и еще па­ра-трой­ка хо­ро­ших де­те­к­тив­щи­ков. А то, что пи­шут сей­час, я бы на­зва­ла это "софт-пор­но от де­те­к­ти­ва". Ли­бо дам­ский ро­ман, ме­ло­дра­ма с эле­мен­та­ми де­те­к­ти­ва в луч­шем слу­чае.

По­м­ню, как вы кол­лег при­ло­жи­ли в «Та­к­си для ан­ге­ла», ни­ко­го не по­жа­ле­ли!

Но это же прав­да! Я бы от­стре­ли­ва­ла лю­дей, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся чем-то, не имея о сво­ем де­ле ни ма­лей­ше­го пред­ста­в­ле­ния! Зна­е­те, я ино­гда чи­таю жур­на­лы -- и по­ни­маю, как вы­сок уро­вень пи­шу­щих жур­на­ли­стов. Хо­ро­шо пи­шут, вку­с­но, сим­па­ти­ч­но! И я по­ни­маю, что лю­бой та­кой жур­на­лист, от­ре­шив­шись от за­ра­ба­ты­ва­ния де­нег, в со­сто­я­нии на­пи­сать кни­гу. Ес­ли есть хо­ро­ший слог, лю­бой че­ло­век в со­сто­я­нии на­пи­сать кни­гу, по­тра­тив уси­лия на со­чи­не­ние сю­же­та.

Тать­я­на По­ля­ко­ва го­во­ри­ла, что лю­бой на­чи­тан­ный че­ло­век мо­жет на­пи­сать две-три кни­ги. Вот даль­ше воз­ни­к­нут про­б­ле­мы, ес­ли нет та­лан­та.

Что мы и на­блю­да­ем по Тать­я­не По­ля­ко­вой! Даль­ше двух-трех книг не по­шло, хо­тя инер­ция ос­та­лась.

Ка­жет­ся, мы вы­шли за рам­ки по­лит­кор­рект­но­сти. Ес­ли вам что-то не нра­вит­ся, вы не осо­бо это скры­ва­е­те?

Не скры­ва­ла и ни­ко­г­да не скры­ваю! Ка­кая по­лит­кор­рект­ность? Объ­я­в­ле­на вой­на хо­ро­ше­му вку­су, хо­ро­ше­му ка­че­ст­ву. Да и пи­са­те­ли во­об­ще ни­ко­г­да не от­ли­ча­лись кор­рект­но­стью по от­но­ше­нию друг к дру­гу... Я не про­тив мас­со­вой куль­ту­ры, но ес­ли уж су­ще­ст­ву­ет план­ка ка­че­ст­ва, да­вай­те ее при­дер­жи­вать­ся. К то­му же у ме­ня сей­час са­мой воз­ни­к­ла бе­зум­ная идея -- на­пи­сать ре­аль­но хо­ро­ший де­те­к­тив. Я по­ня­ла, что это на­мно­го сло­ж­нее, чем на­пи­сать про­с­то хо­ро­шую кни­гу!

Ге­ро­и­ни ва­ших книг -- все край­не са­мо­сто­я­тель­ные, эман­си­пи­ро­ван­ные и ре­ши­тель­ные жен­щи­ны. Муж­чи­ны мель­ка­ют где-то на вто­ром пла­не: вы­пол­нил ис­то­ри­че­с­кую мис­сию сту­к­нуть по го­ло­ве -- и сво­бо­ден. Это по­зи­ция?

Я ни в ко­ем слу­чае не фе­ми­ни­ст­ка, но са­мо­сто­я­тель­ность -- это на­ши ре­а­лии. Ну и ме­ня, бе­з­у­с­лов­но, при­вле­ка­ют силь­ные жен­щи­ны. Пусть рас­тут все цве­ты. Пусть кто-то пи­шет о сча­ст­ли­вых до­мо­хо­зяй­ках или о кра­сот­ках Ан­же­ли­ках. Я бу­ду пи­сать о дру­гих... Зна­е­те, в ки­не­ма­то­гра­фе есть та­кой жанр -- «ро­ад му­ви», до­ро­ж­ная ис­то­рия. У нее, воз­мо­ж­но, не су­ще­ст­ву­ет на­ча­ла и очень ред­ко бы­ва­ет ко­нец. Мне очень нра­вит­ся этот ва­ри­ант: оди­но­че­ст­во как об­раз жиз­ни. На­вер­ное, оди­но­че­ст­во гу­би­тель­но для са­мой жиз­ни, но в ис­кус­ст­ве это од­на из са­мых при­вле­ка­тель­ных ве­щей.

На уров­не вос­при­ятия я сре­д­не­ста­ти­сти­че­с­кий че­ло­век, по­э­то­му все­гда су­жу по се­бе. Мне ин­те­ре­с­нее ге­рой-оди­но­ч­ка, ин­те­ре­с­ны ис­то­рии, ко­то­рые на­чи­на­ют­ся с ну­ля, а еще луч­ше -- с ми­нус еди­ни­цы, ко­г­да лю­ди толь­ко зна­ко­мят­ся и про­жи­ва­ют ка­кой-то от­ре­зок жиз­ни вме­сте. Оди­но­че­ст­во как пре­лю­дия или фи­нал -- вот это по-на­сто­я­ще­му ин­те­ре­с­но.

Это вли­я­ние ли­ч­но­го опы­та?

На­вер­ное. Для то­го что­бы ком­форт­но ра­бо­тать, мне ну­ж­но быть в от­сут­ст­вии гло­баль­ных стра­стей. Лю­бовь для твор­че­ст­ва хо­ро­ша как по­ст­фа­к­тум ли­бо ко­г­да ее еще нет. Ко­г­да ты на­хо­дишь­ся в люб­ви, в ка­ких-то от­но­ше­ни­ях, это тре­бу­ет слиш­ком мно­го уси­лий. У ме­ня од­на фор­му­ла: мо­гу ли­бо пи­сать, ли­бо жить. Я вы­би­раю пи­сать, ко­не­ч­но.

То есть бог с ним, с по­ис­ком муж­чины меч­ты?

Ко­не­ч­но, бог с ним. Ес­ли это бу­дет, то бу­дет, а ес­ли нет -- то и не на­до. К это­му ну­ж­но от­но­сить­ся фи­ло­соф­ски.

А как же пре­сло­ву­тый ста­кан во­ды в ста­ро­с­ти? Или пить-то и не за­хо­чет­ся?

Ни­кто не зна­ет, что и как бу­дет. Мое жиз­нен­ное кре­до: плыть по те­че­нию, за­бро­сив ру­ки за го­ло­ву. Я это вы­стра­да­ла. Как толь­ко я на­чи­на­ла су­е­тить­ся, стро­ить свою жизнь, пред­при­ни­мать ка­кие-то ша­ги -- все раз­ва­ли­ва­лось. А ко­г­да ни­че­го не де­ла­ешь, все скла­ды­ва­ет­ся са­мо.

БЛИЦ

Для ко­го вы пи­ше­те?

Толь­ко для муж­чин и пи­шу -- и не­мно­же­ч­ко для жен­щин.

Ка­кая из ге­ро­инь бо­лее все­го по­хо­жа на вас?

Ни­кто и од­но­вре­мен­но все сра­зу. Мои ге­ро­и­ни -- это то, чем я хо­те­ла бы быть, ес­ли бы не пи­са­ла кни­ги как одер­жи­мая и име­ла вре­мя на при­клю­че­ния, со­з­да­ние ми­фов о се­бе и сво­бод­ное пе­ре­ме­ще­ние в про­стран­с­т­ве.

А вы ас­со­ци­и­ру­е­те се­бя со сво­и­ми ге­ро­и­ня­ми?

Ино­гда, ко­г­да вы­пью те­ки­лы.

Как вы от­но­си­тесь к кол­ле­гам -- жен­щи­нам-де­те­к­тив­щи­цам?

Ни­как. Но я в кур­се, что они су­ще­ст­ву­ют.

От­ку­да вы чер­па­е­те вдох­но­ве­ние?

Филь­мы, му­зы­ка, стра­ны и лю­ди.

Ва­ши зна­ко­мые уз­на­ют се­бя в ге­ро­ях ва­ших книг?

Уз­на­ют, и еще как! Не­ко­то­рые обе­ща­ли на­нять кил­ле­ра.

Ва­ше лю­би­мое вы­ра­же­ние?

"Сдох Ма­к­сим -- и хрен с ним".

Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:

Яна Плот­ни­ко­ва (с) "Лилит" 

Источник фото: 24smi.org