Начало интервью ЗДЕСЬ
Ваша официальная биография утверждает: перелом наступил в 1997 году, когда ваши друзья по ВГИКу предложили вам написать книгу.
Да, приятель предложил написать несколько книг и поговорить в издательстве, чтобы к ним отнеслись повнимательнее, чтобы я пришла не «с улицы». Я села писать. Когда благополучно поставила точку, у меня в кармане было 30 копеек -- и никакого света в конце тоннеля. Муж устроился подрабатывать, где-то на баржах дежурил. Я решила чуть-чуть отдохнуть и ждать ответа от издателей (первую рукопись мы передали в Москву, а еще две копии раскидали по питерским издательствам). Первыми откликнулись питерцы, сказали: давайте печатать. Мой мудрый муж сказал: «Ни фига, будем бить крупного зверя! Подождем Москву!» И оказался прав. В столице все сложилось. Нам позвонили, сказали: подходит, берем! Мы поехали в Москву, нам выдали чудесную сумму -- три тысячи долларов (в рублях), на той же неделе случился дефолт, единственное, что мы успели толково купить, был компьютер, остальные деньги ушли на долги, а также соль-спички-мыло. Так и завертелась моя авантюра с писательством.
А как вы пережили экранизацию своих книг?
Чуть руки на себя не наложила! Не стоит того, конечно. Снимать «русскую Никиту» за пять копеек -- это даже не смешно. Но «Охоту на Золушку» запомнили -- наверное, потому, что она была до сериального бума. А «Нож в облаках» по «Ритуалу последней брачной ночи» мне даже понравился, кроме главной героини, конечно.
Знаете, как пишут книгу? Если найдена первая фраза -- книга уже написана. Надо просто снимать пласты, как в археологии. Счищаешь сверху все наносное -- получается книга. Слова идут одно за другим, они не одиноки, выстраивается фраза, абзац, глава, часть книги... Меня слова завораживают. Когда работаешь над книгой, возникает безумное ощущение, что можешь все. «Вначале было Слово» -- я в это верю. Правда, не всегда можешь все, потому что существуют законы жанра... Одно время я испытывала жуткий дискомфорт, потому что понимала: я -- не детективщик, я не очень это умею, есть люди, у которых гораздо лучше получается закрутить сюжет. Но это не у нас. У нас в стране никто не умеет этого делать. Умел Жапризо, еще Джон Гиксокарт, Агата Кристи -- и еще пара-тройка хороших детективщиков. А то, что пишут сейчас, я бы назвала это "софт-порно от детектива". Либо дамский роман, мелодрама с элементами детектива в лучшем случае.
Помню, как вы коллег приложили в «Такси для ангела», никого не пожалели!
Но это же правда! Я бы отстреливала людей, которые занимаются чем-то, не имея о своем деле ни малейшего представления! Знаете, я иногда читаю журналы -- и понимаю, как высок уровень пишущих журналистов. Хорошо пишут, вкусно, симпатично! И я понимаю, что любой такой журналист, отрешившись от зарабатывания денег, в состоянии написать книгу. Если есть хороший слог, любой человек в состоянии написать книгу, потратив усилия на сочинение сюжета.
Татьяна Полякова говорила, что любой начитанный человек может написать две-три книги. Вот дальше возникнут проблемы, если нет таланта.
Что мы и наблюдаем по Татьяне Поляковой! Дальше двух-трех книг не пошло, хотя инерция осталась.
Кажется, мы вышли за рамки политкорректности. Если вам что-то не нравится, вы не особо это скрываете?
Не скрывала и никогда не скрываю! Какая политкорректность? Объявлена война хорошему вкусу, хорошему качеству. Да и писатели вообще никогда не отличались корректностью по отношению друг к другу... Я не против массовой культуры, но если уж существует планка качества, давайте ее придерживаться. К тому же у меня сейчас самой возникла безумная идея -- написать реально хороший детектив. Я поняла, что это намного сложнее, чем написать просто хорошую книгу!
Героини ваших книг -- все крайне самостоятельные, эмансипированные и решительные женщины. Мужчины мелькают где-то на втором плане: выполнил историческую миссию стукнуть по голове -- и свободен. Это позиция?
Я ни в коем случае не феминистка, но самостоятельность -- это наши реалии. Ну и меня, безусловно, привлекают сильные женщины. Пусть растут все цветы. Пусть кто-то пишет о счастливых домохозяйках или о красотках Анжеликах. Я буду писать о других... Знаете, в кинематографе есть такой жанр -- «роад муви», дорожная история. У нее, возможно, не существует начала и очень редко бывает конец. Мне очень нравится этот вариант: одиночество как образ жизни. Наверное, одиночество губительно для самой жизни, но в искусстве это одна из самых привлекательных вещей.
На уровне восприятия я среднестатистический человек, поэтому всегда сужу по себе. Мне интереснее герой-одиночка, интересны истории, которые начинаются с нуля, а еще лучше -- с минус единицы, когда люди только знакомятся и проживают какой-то отрезок жизни вместе. Одиночество как прелюдия или финал -- вот это по-настоящему интересно.
Это влияние личного опыта?
Наверное. Для того чтобы комфортно работать, мне нужно быть в отсутствии глобальных страстей. Любовь для творчества хороша как постфактум либо когда ее еще нет. Когда ты находишься в любви, в каких-то отношениях, это требует слишком много усилий. У меня одна формула: могу либо писать, либо жить. Я выбираю писать, конечно.
То есть бог с ним, с поиском мужчины мечты?
Конечно, бог с ним. Если это будет, то будет, а если нет -- то и не надо. К этому нужно относиться философски.
А как же пресловутый стакан воды в старости? Или пить-то и не захочется?
Никто не знает, что и как будет. Мое жизненное кредо: плыть по течению, забросив руки за голову. Я это выстрадала. Как только я начинала суетиться, строить свою жизнь, предпринимать какие-то шаги -- все разваливалось. А когда ничего не делаешь, все складывается само.
БЛИЦ
Для кого вы пишете?
Только для мужчин и пишу -- и немножечко для женщин.
Какая из героинь более всего похожа на вас?
Никто и одновременно все сразу. Мои героини -- это то, чем я хотела бы быть, если бы не писала книги как одержимая и имела время на приключения, создание мифов о себе и свободное перемещение в пространстве.
А вы ассоциируете себя со своими героинями?
Иногда, когда выпью текилы.
Как вы относитесь к коллегам -- женщинам-детективщицам?
Никак. Но я в курсе, что они существуют.
Откуда вы черпаете вдохновение?
Фильмы, музыка, страны и люди.
Ваши знакомые узнают себя в героях ваших книг?
Узнают, и еще как! Некоторые обещали нанять киллера.
Ваше любимое выражение?
"Сдох Максим -- и хрен с ним".
Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:
- "Месть оправдана, если у вас не рыбья кровь". Десять вопросов Дине Рубиной
- "Нас старит угрюмое выражение лица: «Все пропало. Вы гады». Татьяна Толстая
- "Говорить в лицо правду - это и есть зависть". Виктория Токарева ЗДЕСЬ
- "И вдруг он говорит: «Всё равно ты за меня замуж выйдешь!» Писательница Татьяна Полякова о том, как всё начиналось
- Дина Рубина рассказала, как распознать талант в ребёнке
- "От мамы я часто слышала: "Корова!" * Женский разговор с Александрой Марининой
- "На грани жизни и смерти меня спас мой оптимизм". Писательница Екатерина Вильмонт
Яна Плотникова (с) "Лилит"
Источник фото: 24smi.org