Вернувшись из деревни, можно сесть за написание отчёта о проделанных работах в деревне. Наконец, я продолжил трудиться уже внутри стен, которые уже больше века стоят в деревне на фоне высокого соснового бора за рекой.
Здравствуйте! Надоело уже ходить вокруг да около основного объекта реставрации − старинного дома, построенного в начале 1900-х годов моим прадедом Матвеем Федотовичем Буториным. С начала 2000-х годов и по недавнее время он стоял полностью заброшенный, разрушался и гнил, пока я в прошлом году не начал работы по его восстановлению. За весну, лето и осень, в перерывах между основной работой, я приезжал на землю предков, чтобы разбирать гнилушки и освобождать кирпичные стены.
Пора бы продолжить начатое. К тому же территорию вокруг здания прибирать надоело. Хочется как можно скорее приложить руки конкретно к дому. Выехал в деревню уже в обед, поскольку в первой половине дня необходимо было уделить внимание машине.
В дороге на хутор, я уже знал, чем буду заниматься. Внутри дома нет ни потолка, ни пола. Лишь влажная земля и разный мусор. Как раз его я и планировал убрать. А заодно начать равнять будущую засыпку подпола.
Начал с угла между фасадной и западной стеной. Здесь как раз из-под земли выходит водопроводная труба. Ещё осенью я её заботливо накрыл тряпьём и плёнками, чтобы та не промёрзла. Сейчас её можно частично раскрыть.
«За борт», то есть наружу полетели гнилушки, куски плёнок, грязная ткань, рубероид, посуда и прочий ненужный хлам. Нужно избавляться от того, что будет гнить, плодя грибки и распространяя неприятный запах.
Не забыл захватить с собой пилу. Она пригодилась для измельчения полусгнившего бревна, лежащего вдоль передней стены. Один из его концов пришлось выкапывать из груды мусора. Эта горка трухи, разломанной дранки для штукатурки, битой посуды и какого-то покорёженного пластика с помощью лопаты переместились на улицу.
Не только лопатой, но и прямо руками я перебирал землю, чтобы выцедить куски гнилья. Кирпичи и штукатурку пока откидывал в сторону. Искал конкретно органику.
Когда прибирался около восточной стены, на глаза попалась замечательная находка − старый керамический изолятор. Думаю, в будущем их потребуется немало, ведь я задумал воссоздать ретро-проводку. Стоимость одной такой «малышки» начинается от 10 рублей. Конкретно этот экземпляр служил для крепления металлической панели со счётчиком и пробками к стене.
Позже, когда выкапывал распиленные пополам брёвна, служившие когда-то черновым полом, отыскал и эту деталь электрификации дома, на которой висел счётчик. Правда, устройства с циферками и вращающимся диском уже не было, присутствовали лишь гнёзда для электрических пробок. Помню, здесь стояли уже автоматические − с двумя кнопками: большой и маленькой.
Когда мы вместе с папой разобрали потолок, наклонившаяся печка тут же рухнула под силой собственной тяжести. Те деревяшки, которые лежали в подполе, оказались погребены под толстым слоем кирпича и глины. Всё это я раскопал, извлёк и отправил на улицу.
Рядом обнаружился небольшой прогнивший насквозь столбик из бревна. Его извлечь я не смог, так как земля еще не оттаяла до конца. Лопата просто упирается в лёд.
Несмотря на это, внутри старинного дома стало намного чище. Совсем скоро мы приступим к ремонту стен. А именно − к заливке армированного бетонного пояса для стяжки старой кладки. Эта мера позволит укрепить её, не давая трещинам расползаться.
Поднимаюсь в сени и выхожу на улицу. Оказывается, мусора немало! И такие кучи брёвен, толстых досок и просто бесформенных трухляшек выросли с трёх сторон.
После того как здесь появится крыша, нужно будет дать просохнуть этой земле, напичканной разным мусором. Пока она будет испарять влагу, можно заняться ремонтом стен: проливать трещины, а также менять рассыпавшиеся кирпичи новыми. И конечно же побелить стены снаружи. Очень хочется увидеть дом преобразившимся.