Люди воспринимают зрительные образы в определенной последовательности. Мы читаем слева направо, возвращаясь потом к началу строки. Так же воспринимаются и изображение. Мы считываем их по такому же принципу.
Часто начинающие художники упускают этот момент, забывая о его важности. Картина начинает значительно проигрывать в зрелищности. Появляются пустые места, которые пропускаются зрителями, трудно воспринимается смысл картины. Теряется ощущение правдивости изображения.
Идеальная композиция картины, где движение взгляда зрителя начинается с левой стороны работы. Затем оно плавно вкруговую перетекает по всей поверхности картины, двигаясь направо, и снова возвращается в начальную точку слева.
Первый раз зритель воспринимает работу обобщенно. Затем, когда смотрит повторно, уже акцентирует свое внимание на деталях, композиционном центре. Человек разглядывает картину, читает ее содержание, замечает детали и нюансы, продолжая это же круговое движение взгляда слева направо.
Если художник решает свой композиционный и смысловой центр очень ярко и мощно, так что взгляд зрителя сразу привлекается именно туда, то развитие взгляда все равно идет по кругу: слева направо, только начинается с композиционного центра.
В том, что мы именно так воспринимаем изображения, очень легко убедится самому, стоит только заострить на этом внимание.
Правильное построение композиции позволяет читать картину как книгу. Ее содержание углубляется и усложняется с каждым взглядом зрителя.
На работе художника Тяглова А. А. «Похоронка» композиция читается от самого светлого пятна, белого клочка бумаги в руках женщины. Взгляд скользит по опущенной от безысходности руке, к лицу матери, только что узнавшей о смерти сына.
Затем мы замечаем уходящего по дороге почтальона, перекошенную калитку, сломанную ветку дерева, брошенное пустое ведро. Эти детали дополняют содержание работы, усиливают ее драматизм.
Взгляд останавливается в самом левом углу работы, где пробиваются скромные цветы, и снова возвращается к центру картины. Теперь мы более внимательно разглядываем ее.
В работе Тяглова А. А. «Праздник» взгляд зрителя сразу падает на фигуру идущего мужчины слева, его движение и темный силуэт задает динамику всей композиции. Мы переходим сквозь ритмы города к фигуре художника и, следуя за его взглядом, останавливаемся на смысловом центре работы: одиноко стоящей девочка с шарами.
Художники могут направлять взгляд зрителя, используя движения, ритмы, цветовые и тональные контрасты. У композиции много правил и законов, о них можно написать целую книгу. Сейчас я сделала акцент только на один из них: восприятие изображение слева направо.
Надеюсь, моя статья будет вам полезной. С удовольствием отвечу на все вопросы и комментарии.