Найти в Дзене
газета "ИСТОКИ"

ЛЮБИМОЕ КИНО: «ТЕБЯ ЗДЕСЬ НИКОГДА НЕ БЫЛО» (2017 Г.)

От фильма – с Хоакином Фениксом в главной роли – под названием «Тебя здесь никогда не было» мало кто из зрителей ждал чего-то определенного. Одни были смущены столь загруженным визуальным рядом и экспериментами при столь незамысловатой фабуле сюжета, а другие окрыли для себя истинное кино для гурманов. Можно сказать, что лично для меня этот фильм режиссера Линн Рэмси – стал настоящим сюрпризом. Если не добавить, что настоящей драгоценностью среди россыпи дешевой и поддельной бижутерии.

Казалось, что можно ждать от фильма с совершенно банальным или даже заезженным криминальным сюжетом. Некий мрачный тип по имени Джо подрабатывает киллером (или просто выполняет по заказу всю «грязную» работу). При этом живет со старенькой мамой, страдающей деменцией, а из вскользь показанного прошлого можно сделать выводы, что детство было тяжелое, он прошел войну и работал в спецслужбах. Джо поступает заказ от самого сенатора: найти дочь, которую похитили, и вероятно, теперь держат в борделе для малолетних. Вызволив девочку, Джо, впоследствии, понимает, что за похищением стояли более влиятельные силы.

Не трудно оценить степень недоумения обычного рядового зрителя, который пришел на фильм, ожидая убойного экшена. На самом деле, «Тебя здесь никогда не было» экшеном и не занимался. Эта почти гипнотическая кинокартина вовсе и не задумана показывать насилие во всем своем бурном цвете, а предлагает совсем иной вход в пустоту этих молчаливых глаз, глядящих на нас с экрана – погрузиться или скорее попытаться проникнуть вглубь человека, пережившего большую психологическую травму.
Не трудно оценить степень недоумения обычного рядового зрителя, который пришел на фильм, ожидая убойного экшена. На самом деле, «Тебя здесь никогда не было» экшеном и не занимался. Эта почти гипнотическая кинокартина вовсе и не задумана показывать насилие во всем своем бурном цвете, а предлагает совсем иной вход в пустоту этих молчаливых глаз, глядящих на нас с экрана – погрузиться или скорее попытаться проникнуть вглубь человека, пережившего большую психологическую травму.

Если говорить о неком блестящем режиссерском подходе, то фильм Линн Рэмси – самый показательный пример. Из столь банального сюжета она умудрилась сделать невероятно глубокий фильм, построенный на подтекстах, деталях, умелом использовании возможностей монтажа и проработки каждого кадра, включая вдобавок виртуозную музыку композитора Джонни Гринвуда. «Тебя здесь никогда не было» действительно настоящее независимое кино – свободное и склонное к экспериментам над формой. То, что в руках другого режиссера превратилось бы в очередной боевик с брутальными героями экшен-фильмов, в руках и голове Линн Рэмси превратилось в нечто совершенно изысканное.

Метод Рэмси в этом фильме – не разговаривать слишком много, а попытаться через детали и недосказанности передать сюжет. О прошлом героя известно не так много, и через совершенно небольшое вставки, рассыпанные по всему фильму, можно собрать некую картину, что с героем происходило. Но и этих деталей будет недостаточно, чтобы собрать полный пазл. Линн Рэмси оставляет полную историю за бортом, побуждая зрителя гадать над произошедшим.
Метод Рэмси в этом фильме – не разговаривать слишком много, а попытаться через детали и недосказанности передать сюжет. О прошлом героя известно не так много, и через совершенно небольшое вставки, рассыпанные по всему фильму, можно собрать некую картину, что с героем происходило. Но и этих деталей будет недостаточно, чтобы собрать полный пазл. Линн Рэмси оставляет полную историю за бортом, побуждая зрителя гадать над произошедшим.

Но не только заслуга режиссера сделала этот фильм незабываемым. Другое, немаловажный элемент – актер Хоакин Феникс. И тут можно сколько угодно выписывать блестящий актерский талант Феникса, но даже это не способно передать гениальность его игры. Эти неописуемые пограничные состояния, внезапные изменения поведения, эта «говорящая» молчаливость и вообще состояние героя, у которого все происходит практически внутри него самого – в этом Хоакин Феникс справился на самый высокий балл. Один из интересных фактов: для оценки внутреннего состояния героя режиссер Линн Рэмси передала Хоакину Фениксу пленку, на которой были записаны звуки взрывов петард и хлопушек, перемешенные со звуками выстрелов, с примечанием, что примерно вот это и происходит в голове его персонажа.

На самом деле, фильм вовсе не об очередных спасителях, вершащих правосудие и борющихся со злом. На этот раз в центр поставлены люди с травмой и то, как эта самая травма, полученная психологическим или физическим путем, трансформирует человека. Как он становится вещью в себе и отключается от реального мира, который и сам предпочитает его не замечать. Как эти люди, страдающие от внутренних болей, проходят всю жизнь невидимками. И даже то, как травма может притягивать другую травму. Но еще более показательно в плане работы Линн Рэмси и Хоакина Феникса – это невозможность прочитать такого человека внешне. Самый громкий взрыв происходит там, где его мало кто услышит – внутри самого человека, внутри его разума.
На самом деле, фильм вовсе не об очередных спасителях, вершащих правосудие и борющихся со злом. На этот раз в центр поставлены люди с травмой и то, как эта самая травма, полученная психологическим или физическим путем, трансформирует человека. Как он становится вещью в себе и отключается от реального мира, который и сам предпочитает его не замечать. Как эти люди, страдающие от внутренних болей, проходят всю жизнь невидимками. И даже то, как травма может притягивать другую травму. Но еще более показательно в плане работы Линн Рэмси и Хоакина Феникса – это невозможность прочитать такого человека внешне. Самый громкий взрыв происходит там, где его мало кто услышит – внутри самого человека, внутри его разума.

Столь специфически построенный фильм, который не уходит в глубокие пределы авторского кино, но остается отчасти жанровым фильмом, конечно, не мог вызвать больших потоков восторга, но уж точно пришелся по вкусу любителям изящного и вдумчивого кино. «Тебя здесь никогда не было» показательная для кинематографа вещь – как из простого можно сделать произведение искусства и даже сказать об очень многих вещах. И главное, не выложить всю историю на блюдечке, а вести зрителя через череду визуальных образов и деталей, позволяя ему самому строить версии. Ну конечно, не будет еще лишним посмотреть на блестящего Хоакина Феникса и послушать великолепную музыку. Столь необычный криминальный фильм сложно будет еще когда-нибудь увидеть.

Егор ОКУНЕВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Присоединяйтесь к нам в нашей группе в Вконтакте и Facebook