Задались вопросом древние греки и придумали новый вид искусства!
Пантеон древнегреческих богов: коварных, вероломных, жестоких - настоящий рассадник беспредела. Что в общем-то и отразилось в мифологии, породивший даже целый вид искусства - литературу. И очень символически, что первой на свет появилась трагедия (драма), а потом уже и поэзия, и проза...
Сегодня расскажу о самых несправедливых историях, поведанных великими древнегреческими драматургами.
ДЕТОУБИЙСТВО ЗА ПРЕДАТЕЛЬСТВО
Практически каждая женщина осудит Ясона, ведь история банальная. Свой героический подвиг - добычу золотого руна, после убийства охраняющего его дракона - он совершил благодаря влюбленной в него, как кошка, волшебнице Медеи. Взамен жениться обещал. Но не женился. Ничего личного, просто по правилам полиса (города-государства), где проживал, он не имел право брать в законные супруги иногороднюю. Медея это поняла и приняла, и согласилась на гражданский брак. У героя и волшебницы родилось двое детей. Но идиллия была разрушена. Однажды Ясон заявился домой, стал собирать вещи, поясняя, что женится на другой. Молодой и красивой царской дочери. Детей он не бросит, будет помогать им...
Горю Медеи не было конца. Оно понятно, отдала ему все свои лучшие годы. и не только... Со стороны Ясона - это настоящее предательство! И вот что волшебница удумала: убить царя, невесту своего бывшего, а также рожденных с ним в браке детей. Месть была исполнена очень быстро. И вот она бросает убитого горем изменника (чья жизнь разрушена), увозя трупики, убитых ею детей.
И тут вроде как понятно, что Ясон получил по заслугам. Но по заслугам ли? Равно ли несдержанное брачное обещание женщине убийству любимых им людей? По всем юридическим и моральным законам нет!
Но не в случае Медеи, которая была далеким потомком бога солнца, а значит в жилах у нее текла божественная кровь, и на этом основании у нее были все права жестокой моральной расправы над простым смертным Ясоном. Поэтому с нее не просто боги не спросили, она еще уехала на райские острава, где удачно вышла замуж за другого героя Эллады. Словом, обрела свое женское счастье.
Богов гневать нельзя! - соглашались зрители после просмотра драмы Еврипида. Иные из них мрачно дополняли: "Все бабы - стервы! Особенно. если они прибыли из соседнего города!"
БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЙ
Потомок проклятого рода стал орудием проклятия. Еще при рождении его царственным родителям было предсказано, что этот младенец убьет своего отца и женится на матери. Дабы избежать столь драматических событий в семье, отец приказал слуге убить мальчонку. Но тот пожалел грудничка...
Юноша Эдип вырос, считая своими родителями абсолютно чужих людей. Но однажды он узнал предсказание, и чтобы не совершить преступление по отношению к тем, кого любит, Эдип ушел из дома. Во время странствий он поссорился с высокомерным мужчиной и случайно его убил. После чего продолжил путь. Пришел в город, который тут же спас от чудовища. Узнав о смерти местного царя, пообещал жестоко наказать его убийцу. А до кучи пленился прекрасной вдовствующей царицей и женился на ней, получив в приданное царство.
Царем он был хорошим. Справедливым. Мудрым. Народ его любил. Мужем тоже стал замечательным и прекрасным отцом. Ну просто идеал, а не мужчина: и карьерист (в хорошем смысле слова) и семьянин.
Но через много лет правда всплыла. Выяснилась, что его жена (она же мать его детей) - это его настоящая мать, соответственно убитый им человек - муж его матери, то есть его отец, тот самый убитый царь, за которого он поклялся отомстить.
Вот это поворот. Виноват ли в заявленных преступления - отцеубийство и инцест - царь Эдип?
Нет! Он хороший и честный человек! И все же незнание закона не освобождает от ответственности. Похожим принципом руководствовался Эдип, когда решил лично наказать себя за содеянное. Он отрекся от трона, сам лично лишил себя зрения и абсолютно слепым старцем пошел бомжевать в абсолютных немощах и нищете.
"Если от тяжелой судьбы (так сказать темной кармы) не уйдешь, то надо принимать ее с высокоподнятой головой и чувством собственного достоинства! " - делали вывод греки, прослезившись от трагедии, поставленной Софоклом.
ЛЮБОВЬ ЗЛА!
В чем виновата была царица Федра? Да , как личность, в общем-то ни в чем. Но, как говорится, от тяжелой родовой кармы (в греческом варианте "родового проклятия") никуда не деться. Отец- царь Минос - сильно прокосячился и в отместку богиня любви Афродита влюбила его жену в... быка. Царица, ослепленная страстью, изменила мужу с быком, тем самым еще более усугубляя проклятие и обрекая свой род на всевозможные несчастья. Во-первых, родила от быка нелюдя Минотавра. Во-вторых, женская доля у ее дочерей оказалась незавидной. Старшенькая - Ариадна - умерла от любви к герою Тесею, предварительно научив его как убить ее брата Минотавра и выйти живым из лабиринта. где он обитал. А Федра благополучно вышла замуж за этого самого Тесея, став новой жертвой Афродиты.
Дело в том, что Афродита имела зуб на внебрачного сына Тесея - Ипполита. Видите ли он недостаточно чтит ее, а весь пыс своей юношеской души отдает Артемиде - богине девственности и охоты. Из мести Афродита влюбляет в Ипполита Федру. Все заканчивается плохо: Федра вешается, в предсмертной записки обвиняя пасынка в изнасиловании (что было ложью), а Ипполит умирает от проклятия Тесея, мстящего сыну за смерть любимой женщины. Пострадали все, кроме богов, которые свои личные терки производили только по средством истребления смертных.
"Да, боги жестоки!" - опасливо соглашались греки, после просмотра новой трагедии Еврипида, за которую драматург даже стал призером престижной театральной премии. А потом повторяли монолог Ипполита, суть которого в следующем: если уж выбирать между красивой умной женщиной и некрасивой глупой, то лучше предпочесть последнюю, так как от нее меньше вреда.
Ну и на последок!
САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ!
Да, это те самые ля муры троянца Париса и спартанки Елены, что привело к многолетней войне и смерти города-государства Троя. Так как разъяренный муж Елены - царь Менелай - решил жестоко проучить беглянку и ее любовника.
А кто спровоцировал ситуацию?
Боги!
Точнее три богини: Афродита, Артемида и Гера, которые не могли определиться: кто из них красивее, а на Париса, который выбрал богиню любви, устроили целую травлю. Да и по ходу войны боги играли людьми, как солдатиками, покровительствуя одним и чиня "палки в колеса" другим.
"Ну и где тут справедливость?" - скажем мы сегодня, вспоминая бессмертную поэму Гомера "Илиада".