⇦ предыдущая часть
Генеральная цветная карта России даёт понятие о донской области, как о степной равнине с лесами в Усть-Медведицком и Хопёрском округах. Большинство людей, незнакомых с топографией области, считает её ровной и гладкой, как скатерть, плоскостью. В этом мнении заключается громадная ошибка. В общем, область, действительно, равнина (особенно по сравнению со Швейцарией), но равнина, пересечённая глубокими балками, местами очень гористая. Поэтому, ездить на колёсах далеко не так удобно, как это было бы, если бы область представляла исключительно степной ландшафт. На неудобство передвижения влияет в сильной степени и грунт земли. В области преобладает чернозёмный грунт, но много есть пространств, засыпанных глубоким песком. Зимой все перечисленные топографические и почвенные условия земли не имеют почти никакого значения для совершающего свои переезды чиновника. Он едет на санях, не испытывает такой отчаянной тряски как на перекладной, и по снежному пути может беспрепятственно ехать, делая 10-12 вёрст в час. Едущий зимой – хозяин своего времени (исключая снежные бури). Он всегда рассчитывает, когда где будет. Не то летом, а особенно осенью и ранней весной при езде на колёсах. По сыпучему песку тройка сильных лошадей (что редкость) тянет перекладную шагом, делая через силу 5-6 вёрст в час. Разрыхлённая весенними разливами и дождём чернозёмная почва превращается в жирное густое месиво, в котором вязнут копыта, грязь прилипает на колёса, делая из них огромные жернова, благодаря чему езда тоже не превышает 5-6 вёрст в час. Представьте же себе, сколько надо употребить путнику времени, чтобы в распутицу (а её делает всякий дождь) совершить поездку в 100-200 вёрст? Да не менее 5-6 дней, считая ночлеги, остановки для обедов и перепряжки, отнимающей всегда много времени.
Но истинным мучением для путника являются пески, которые с каждым годом всё более и более засыпают область. Хищническое истребление лесов в старину и непростительное невнимание администрации и населения к серьёзному вопросу древонасаждения – дают о себе знать уже давно.
Пишущему настоящие очерки мытарств тарантасной интеллигенции приходилось ездить по всей области, заглядывать во все её уголки и везде встречать много песчаных пространств и мало лесных. Почему не наоборот? Ведь разведение леса повсеместно в области тотчас бы повлияло на уменьшение песчаных районов, да и тихий Дон не мелел бы так заметно, как мы это видим теперь.
Однажды мне пришлось ехать летом в станицу Казанскую Донецкого округа. На одном из перегонов по песку, верстах в 30 от Казанской станицы, я был поражён мертвенным и унылым пейзажем. Куда я ни бросал взгляд – всюду видел жёлтый песок. Возница мой, на вопрос – давно ли здесь пески? – ответил с грустью в голосе, что на его глазах, за каких-нибудь 25 лет, создались целые песчаные холмы, засыпались обширные пахотные поля и луга. Песок по словам ямщика движется с юго-востока на северо-запад (прямо на Воронежскую губернию) и грозит в недалёком будущем погрести под собой их кормилицу-землю.
Песок в области встречается повсеместно, во всех округах. Ехать на колёсах по песку – тоска смертная. Как то, путешествуя по 2 Донскому округу, я сделал перегон в 35 вёрст исключительно по песку, на что потратил 7 часов! Пехота движется со скоростью 4 версты, а я на лошадях делал 5, да и за то должен был благодарить судьбу. Мой ямщик, древний старик и, видимо, большой философ, невозмутимо заметил на мои беспрестанные ″чертыханья″ по поводу столь медленной езды:
- Это ещё, барин, ничего. А вот на худых то лошадях (мы ехали на хороших) оно действительно ехали бы ещё дольше. У нас кони добрые, по этому песку никак невозможно ехать шибче.
Вообразите же себе езду на худых лошадях! Очевидно, ямщик держался философии ″бывает хуже″. Философия эта весьма утешительна для всех путешественников и лично я часто поддерживаю ею свой падающий дух в дни утомительных разъездов.
К числу дорожных невзгод нужно отнести также отсутствие мостов. Редко где можно встретить мост, а между тем балок, рек и речушек в области великое множество. Население обходится почти без переправ; кое-где устроены тонкие гати и жалкие мостики с клавишеподобной настилкой, представляющиеся весьма опасными.
К чему, в самом деле, мосты? Один только расход. Летом речушки и балки пересыхают так, что курица перейдёт, а весной и отцы, и деды, и прадеды ездили ″на авось″ и переправлялись через реки по шею лошади, хотя случалось и тонули, а уж без купанья никто не обходился. Но всё таки жили без мостов. И нынешнее поколение делает то же самое и не строит ни мостов, ни других переправ (паром, лодка) единственно потому, что водный период – весенний – слишком короток (не более месяца) для того, чтобы из-за него обременять свой скудный бюджет расходами на такие пустяки.
Лично мне случилось раз выехать весной по неотложному делу за 200 вёрст от моей постоянной квартиры. Снег уже весь стаял, и я выехал на колёсах. Ручьи, реки и балки бешено играли. Кое как проехал я 160 вёрст благополучно, оставив за собой 77 рек, как говорится, и вдруг должен был после двухдневной удачной борьбы со стихиями остановиться. Передо мной шумно несла свои мутные воды широко разлившаяся река.
Ямщик остановил лошадей и почесал у себя за ухом.
- Ну, барин, видно незадача, - с досадой сказал он, поглядывая на ту сторону реки, где столпился народ с повозками и, видимо, не решался на этот раз попытать счастье ″на авось″.
- Что ты говоришь? Какая незадача? – спросил я, хотя прекрасно понимал , к какому обстоятельству относилось это слово.
- Да приходится вертаться обратно. Вишь как Машка разыгралась! Страсть воды сколько. Намедни казаки переправлялись, двух лошадей с повозками загубили, да один казачок утоп.
- Чёрт знает, что за порядки, - возмутился я, не зная что предпринять.
- Это как есть, барин, порядки у нас неважные. А всё ″атаманьё″: служат для себя, а не для общества. Что бы нашему-то атаману собрать сход, да порешить построить либо мост, либо паром? Ведь тут езда каждый день, много горя терпят станичники. Опять, тоже сказать, много ездит господ офицеров, чиновников разных. Без моста никак невозможно. Почитай, что каждую весну в Машке этой самой кто-нибудь тонет…
И вот, проклиная Машку, и русское ″авось, да небось″ и станичников, и самого себя, я велел ямщику поворачивать обратно. Таким образом, я не доехал до цели 40 вёрст и вернулся домой, потратив совсем непроизводительно 6 дней протрясясь в сырую холодную погоду 320 вёрст. И таких случаев с тарантасными мучениками ежегодно бывают сотни.
А вот и ещё любопытное отношение местной администрации к так называемой дорожной повинности. Лица, власть имущие, не считают вовсе нужным огораживать обрывы возле дорог в предупреждение несчастных случаев, и едущий вечером или ночью рискует свалиться в кручу и превратиться в сплошной кусок мяса.
Земские дороги, пролегающие параллельно рекам, идут почти всегда по правому (возвышенному) берегу, покатому к реке, благодаря чему экипаж идёт по косогору, наклоняясь в сторону падения на 20-25 градусов. Это влияет на скорость езды и больше 7-8 вёрст в час делать по этим наклонным дорогам нельзя, без риска перевернуться вместе с повозкой. Вот на этих-то дорогах беспрерывно попадаются шагах в двух от колёс промоины (от весеннего спада вод) глубиной в несколько десятков саженей. Обрывы эти редко где огорожены плетневыми загородками и ночью роль предательских капканов. Подобные рискованные дороги встречаются по течению Дона и других крупных рек области.
Старожилам Усть-Медведицкой долго будет памятен ужасный случай, имевший место лет 15 тому назад недалеко от названной станицы. Одна барыня ехала с детьми из этой станицы в женский монастырь, лежащий в 2-3 верстах от Медведицкой. Дорога шла правым берегом Дона, высоким и крутым. Ночь была тёмная и ямщик, не видя никаких заграждений около яра, наехал на него, и тройка лошадей, а за ними коляска с седоками полетели в глубокую пропасть. После несчастных путников, лошадей и экипажа остались куски бесформенного тела и обломки дерева.
Чтобы покончить о дорогах, необходимо сказать несколько слов о существующих через реки переправах-паромах. Днём паромщиков ещё можно найти у переправы, и то не всегда, ночью же они всегда отсутствуют, в особенности, если недалеко от переправы есть селение. Приехавшему ночью к реке приходится или ждать утра, сидя в повозке у реки, или возвращаться на ночлег обратно в станицу, откуда выехал. Перспектива в обоих случаях не из приятных.
⇦ предыдущая часть | продолжение ⇨
Навигатор ← Путешествия по Донской области