Трагическим летом 1941 года, во время отступления Красной Армии многие в нашей стране задавались вопросом: как долго будет продолжаться отступление? Требовалось поднять боевой дух как на фронте, так и в тылу. И тогда советские самолеты в августе-сентябре 1941 года полетели бомбить Берлин.
В самом начале вероломного нападения немцы уничтожили несколько приграничных советских аэродромов вместе с самолетами, находящимися на земле. Командование Рейха решило, что нанесен невосполнимый урон советской военной авиации. В июле 1941 года Герман Геринг заявил: " Ни одна бомба никогда не упадет на Берлин." История показала, как он заблуждался.
План адмирала Н.Г. Кузнецова
После первых бомбежек Москвы в июле 1941 года советское командование задумалось о реванше. Нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов предложил дерзкий план налета на Берлин, подняв советские самолеты с аэродрома Кагул, находившегося на острове Сааремаа Моонзундского архипелага в Балтийском море. Предложенная операция была крайне рискованной и проходила на пределе технических возможностей самолетов и физических возможностей пилотов. Тем не менее план был принят к реализации.
От линии фронта до Берлина 1000 километров. Чтобы не попасть под удары немецкой ПВО лететь нужно было на высоте 7000 метров. при температуре за бортом -45 -50 градусов. Кроме того, взлетная полоса аэродрома не была рассчитана на взлет тяжелых бомбардировщиков. Полосу пришлось в срочном порядке укреплять и удлинять. Был сформирован список экипажей из самых опытных и надежных пилотов, определен предполагаемый маршрут полета.
Первый вылет на Берлин
Вылет назначили на 7 августа, в 21.00. Пятнадцать самолетов ДБ-3Ф поднялись в воздух и набрав высоту тремя звеньями ушли в сторону Германии. Восьмичасовой полет проходил в экстремальных условиях, очень низкая температура за бортом и недостаток кислорода. Хотя полет проходил на максимально возможной высоте, немцы все-таки обнаружили самолеты. Но им и в голову не могло прийти, что это советские машины. Они приняли наши самолеты за свои, потерявшие курс, даже предложили координаты ближайшего аэродрома для удобного приземления. Не получив ответа, они не беспокоились, настолько были уверены. что в небе над Германией не может быть вражеских самолетов.
В группе наших самолетов возникла проблема: у 10 самолетов из 15 стало заканчиваться топливо. Его хватало только на обратный полет. Решили совершить бомбардировку немецкого порта Штеттин и уходить к себе. Оставшиеся пять самолетов продолжили полет.
В небе над Берлином
Когда вечером под крыльями самолетов появился, наконец , Берлин, летчики не поверили своим глазам. В городе шла обычная жизнь: по улицам гуляли люди, ездили трамваи и машины, в домах горел свет, как будто и войны нет вовсе. Светомаскировка отсутствовала полностью. Покой вечернего города нарушили взрывы бомб, сброшенных на промышленные районы Берлина. В городе возникла паника. Понимая, что обратно они могут не долететь, летчики передали радиосообщение о выполненном задании: "Мое место - Берлин, задачу выполнили. возвращаемся на базу."
Удачно избежав огня немецких ПВО, летчики благополучно легли на обратный курс. Операция прошла без потерь.
Работа немецкой пропаганды
На следующее утро перед немецким командованием встал непростой вопрос - как объяснить жителям Берлина, что это было, накануне вечером? По радио озвучили такую версию: " 150 английских самолетов ночью бомбили город, есть убитые и раненые. В газетах писали о шести английских самолетах, якобы сбитых немецкими средствами ПВО. Однако ложь вскоре раскрылась, т.к. англичане официально сообщили:" Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, т.к. 7 - 8 августа английская авиация со своих аэродромов не поднималась, ввиду неблагоприятных метеоусловий." Лишь после этого немцы вынуждены были признать, что Берлин бомбили советские самолеты. Хотя поверить в это было просто невозможно.
Продолжение атаки на Берлин группой полковника Преображенского
В период с 8 августа по 4 сентября 1941 года группа Евгения Преображенского еще неоднократно бомбила Берлин. Работать стало значительно тяжелее. т.к. немцы активизировали работу средств ПВО, ввели светомаскировку в ночное время.Приходилось каждый раз менять тактику. Поскольку полеты проходили на недосягаемой для немецких ПВО высоте, вылеты обходились почти без потерь. Всего было совершено 86 боевых вылетов, сброшено 311 фугасных бомб, не считая снарядов, заполненных листовками.
Поняв, наконец. что бороться с советскими бомбежками Берлина бессмысленно, немецкое командование рассчитав. откуда происходят вылеты, приказало уничтожить аэродром Кагул. 5 сентября огромная немецкая группировка "Север" уничтожила аэродром.
Бомбежки Берлина приостановились, но жители немецкой столицы, ощутившие на себе все ужасы ночных налетов, спокойно спать уже не могли.
В работе над статьей использованы материалы журнала " Архивы 20 века".